Закладка канала «Стамбул» намечена на конец июня
01.06.2021 | В мире | 400
Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган объявил, что церемония начала строительства нового морского канала «Стамбул» — в обход пролива Босфор состоится в конце июня 2021 года. Об этом сообщило агентство «Anadolu».
— «Безусловно, найдутся те, кто выразит обеспокоенность этим проектом, но для Турции он крайне выгоден и важен. Строительство канала повысит геостратегическую значимость Стамбула. Кроме того, на правом и на левом берегах канала будут построены два новых города», — цитирует агентство главу турецкого государства.
Напомним, что проект канала «Стамбул» был анонсирован Реджеп Тайип Эрдоганом еще в 2011 году. Канал призван стать новой судоходной артерией в западной части Стамбула, соединяющей Черное и Мраморное моря. Предполагается, что стоимость проекта составит 10 миллиардов долларов, а канал войдет в эксплуатацю в 2028 году. Панируется, что длина канала «Стамбул» составит 45 километров, минимальная ширина — 275 метров, минимальная глубина — 20 метров, а пропускная способность — до 185 судов в день. Для сравнения, пропускная способность канала «Босфор» в среднем составляет около 120 судов в день.
Примечательно, что в декабре 2019 года президент Турции заявил о том, что морское сообщение через новый канал не будет подпадать под действие конвенции Монтрё. Следует отметить, что даная конвенция, принятая в 1936 году на конференции в городе Монтрё (Швейцария), сохранила свободу прохода через проливы только за торговыми судами. Режим прохода для военных кораблей черноморских и нечерноморских государств различается. В настоящее время, при условии предварительного уведомления властей Турции черноморские державы могут проводить через проливы в мирное время свои военные корабли любого класса. Для военных кораблей нечерноморских держав введены существенные ограничения по классу и тоннажу.
Комментируя данную новость эксперт Анатолий Несмиян заявил, что «под теми, кто выразит обеспокоенность, вне всякого сомнения, турецкий лидер понимает российскую сторону». — «Именно Россия становится главным потерпевшим в этой истории, так как конвенция Монтрё компенсировала слабость Черноморского флота РФ. ЧФ РФ строился исходя из двух базовых предпосылок: единственным военным противником в акватории Черного моря является Турция, а военные корабли третьих стран не могут оказать сколь-либо значимого влияния на общую обстановку в акватории Черного моря.
Теперь все это меняется», — отметил Анатолий Несмиян.
— «Тут даже неважно, насколько юридически выверенным является заявление Реджеп Тайип Эрдогана о том, что канал «Стамбул» не подпадает под действие конвенции Монтрё. Тут вопрос спорный и неоднозначный. Куда более важно то, что это политическое решение и оно было озвучено. Триста лет войн с Турцией и ее союзниками в конечном итоге привели к созданию довольно прочного порядка, где Черное море становилось зоной баланса интересов России и Турции. Теперь этот баланс будет явочным порядком разрушен. Реального ответа на это у России нет. Ну, кроме того, как попытатся восстановить существовавший ранее статус-кво, скажем силой», — отметил эксперт.