Грузия может столкнуться с шоковым ростом цен на продукты

28.07.2021 | | 996

Грузия может столкнуться с шоковым ростом цен на продукты

Уровень инфляции в Грузии продолжает бить рекорды. Даже по официальным данным. Согласно информации Национальной Службы Статистики Грузии годовая инфляция в июне 2021 года в среднем составила 9,9 процента. Так, по официальным данным за последний год на 22% подорожал транспорт, на 11,6% возросла стоимость услуг здравоохранения, на 10,5% увеличились коммунальные платежи, а продукты питания и безалкогольные напитки выросли в цене в среднем на 8,8%.

Впрочем, с продовольствием и напитками — это всего лишь «средняя температура по больнице». Реальный рост цен на ряд важнейших элементов потребительской корзины оказался значительно выше. В частности, масла и жиры подорожали на 47,1%, овощи — на 16,6%, сахар, джем и другие сладости — на 13,7%, рыбные продукты — на 11,1%, молоко, сыр и яйца — на 10,6%, минеральная вода, безалкогольные напитки и натуральные соки — на 7,3%, чай, кофе и како — на 7,2%, хлеб — на 5,5%, мясо и мясные продукты — на 5,3%.

Правда, ценовые рекорды и инфляция — далеко не только грузинская специфика. Ситуацию усугубляет то, что Грузия катастрофически зависима от импорта. Согласно экспертным оценкам, страна в состоянии себя самостоятельно обеспечивать своей собственной продукцией менее, чем на 20%. Тем саммы, если разгоняется мировая инфляция и ростут цены в странах внешнеторговых партнерах, то это тут же сказывается на ценниках в Грузии. Эффект экспорта инфляции пока никто не отменял.

По данным Продовольственной и Сельскохозяйственной Организации ООН (FAO), с мая 2020 года по май 2021 года цены на продовольствие в мире выросли на 33,9%. В частности, зерновые подорожали на 33,8%, кукуруза – на 72%, пшеница – на 31%, растительные масла – на 82%, молочная продукция – на 22%, мясо – на 15,8%, а сахар – на 58%. Ожидается, что рост цен возобновится в ближайшее время. Этому будут способствовать заморозки, наводнения и засухи по всему миру.

Так, в Бразилии — крупнейшем производителе сахара, кукурузы, соевых бобов и апельсинового сока, случились сильнейшие за двадцать лет морозы. Также Бразилия поставляет 40% всего потребляемого в мире кофе сорта «арабика». Причем, до заморозков в Бразилии лютовала засуха, истощившая резервуары для орошения. В Канаде, производящей пшеницу и зерно, жара и засуха уничтожили посевы и привели к лесным пожарам. Пожары в Британской Колумбии заблокировали вывоз зерна на экспорт, а недорощенный урожай пришлось отдать на корм скоту.

В Европе весенние морозы ударили по посевам сахарной свеклы, виноградникам и фруктовым деревьям. Теперь в европейских странах ливни и наводнения, которые угрожают посевам, в том числе грибковыми заболеваниями. В Китае, между тем, в ключевом регионе свиноводства – провинции Хэнань, затопило фермы, что может привести к заболеваниям животных.

По словам специального посланника ООН на Саммите по продовольственным системам 2021 года Агнес Калибата, то, что происходит в одной части мира, влияет и на другие, а некоторые сообщества уже переживают изменения климата. Ситуацию усугубляет еще и то, что вследствие пандемии в мире не восстановились цепочки поставок.

— «Под удар попадут в первую очередь экономики, где доходы населения низки, а доля расходов на еду высока. Мир может получить рост цен на продукты «библейских» масштабов и резкое обострение проблемы голода», — предупреждает аналитик «Rabobank» Майкл Эвери.

Между тем, голод и рост цен легко перетекает в дестабилизацию. В первую очередь рвуться «слабые звенья цепи». Тут не лишнее вспомнить события 2010 года, когда повышение цен на пшеницу на Ближнем Востоке спроовцировало начало т.н. «Арабской весны».

С подобными — пессимистичным прогнозами согласен и аналитик Александр Лежава. — «Осень может установить новые печальные рекорды. В Европе, в Китае и Индии – наводнения, в Бразилии и Южной Африке — рекордные холода. По сельскохозяйственному производству в США жесточайший удар нанесла засуха. Многие называют ее «самой ужасной в американской истории».

Если 2020 год для сельского хозяйства США был плохим, когда 20% западных штатов переживали сильную засуху, то теперь их число составляет 80%. В Калифорнии, Орегоне, Аризоне, Айдахо, Юте и Северной Дакоте на 100% территории штатов сильная засуха или хуже — экстремальная или исключительно сильная.

В результате прогноз по сбору яровой пшеницы на 41% ниже, чем в 2020 году, наихудшем с 2002 года. В 2021 году ожидается самый низкий результат начиная с 1988 года. Урожай овса в США будет самым низким за всю историю с начала регистрации рекордов в 1866 году. В остальном – сено и корма для скота, фрукты и прочее — картина схожая. Объемы их производства резко сократились.

Так, что в 2021 году экспорта продовольствия из США ожидать не приходится. Скорее наоборот. США станут крупными импортерами. Продуктовые магазины США ожидают к октябрю 2021 года рост цен на продукты на 10 – 14%. Причем это только начало. В 2022 году и в последующий период цены вырастут еще больше», — считает аналитик.

По мнению Александра Лежава, рост цен на продовольствие в США неизбежно вызовет то же самое и по всему миру. Вопрос заключается лишь в том, насколько сильно подпрыгнут цены. Но, если в самом «сердце нынешней глобальной системы» в лице США — в стране, которая традиционно экспортируют свою потребительскую инфляцию уже сейчас ожидают 10 – 14% роста, то каким же будет рост цен на перефирии, куда эта инфляция экспортируется?