Грузинских пчеловодов обложили данью
19.05.2022 | Экономика | 914
Грузинские пчеловоды будут вынуждены платить государству деньги за размещение ульев в лесу. Новые поборы были введены постановлением Правительства Грузии. Представители отрасли недовольны нововведением. Они жалуются на то, что с ними никто заранее не проконсультировался. Вместо этого их просто поставили перед фактом.
— «Прежде чем принять подобное постановление, правительство должно было обсудить его с нами. Для нас это стало сюрпризом — неприятным сюрпризом. Никакого обсуждения по этому вопросу вообще не велось. Мы уже обратились к властям с критикой подобного нововведения. Мы с этим категорически не согласны», — заявил глава «Союза пчеловодов Грузии» Авксенти Папава.
По его оценкам, сейчас в Грузии насчитывается около 500 тысяч пчелиных ульев. Впрочем, это не точная цифра. Государство пока еще не завершило процес регистрации пчелиных семей. Он должен завершиться лишь к концу 2023 года.
— «Сейчас не менее 40% пчеловодов вывозят улья в лес, или в горы. По сути государство просто обложило их новым налогом. 10 лари за один улей в лесу — это очень много. В других странах пчеловодство поощряется государством. К примеру, в соседнем Азербайджане, пчеловодам наоборот еще платят по 10 манатов за каждую пчелиную семью. Ведь, пчелы вносят свой вклад в биоразнообразие. Они осуществляют опыление растений, что отражается на росте плодородия. Поэтому вместо того, чтобы душить новыми поборами, государство должно поддерживать разведение пчел», — считает Авксенти Папава.
В свою очередь, председатель «Ассоциации пчеловодов Аджарии» Манана Болквадзе также считает нецелесообразным введение платы в размере 10 лари за улей. — «10 лари — это неадекватно высокая плата для первого же этапа. Когда пчеловод вывозит пчел в лес, это и без того сопровождается большими затратами. Этот процесс включает в себя перевозку пчел, лекарств, кормов. Пчеловодство требует больших расходов. Ни в одной стране у пчеловода нет таких высоких затрат, как у нас», — отметила Манана Болквадзе.
По ее словам сейчас в Аджарии насчитывается 990 мелких и средних пчеловодов, которые оперируют 37 тысячами ульев. «Пчеловодство является основным видом деятельности только для 2% пчеловодов АР Аджария. Для всех остальных — это только лишь вспомогательная деятельность. Большая часть ульев установлена прямо во дворе собственных домов. Тогда, как остальные как раз и занимаются «кочевым пчеловодством». Что же касается платы за размещение ульев в лесу, то на начальном этапе, было бы более адекватным установить тариф в 3 лари, а не сразу в размере 10 лари», — считает Манана Болквадзе.
Напомним, что премьер-министр Ираклий Гарибашвили подписал постановление о введении платы за размещение ульев в лесу, 16 мая 2022 года. Документ вступил в силу уже с 17 мая 2022 года. Данным постановлением были внесены изменения в правила лесопользования. В частности была добавлена статья: «Специальная плата за пользование лесом для сельскохозяйственных целей». В ней указано, что для пчеловодов установлена новая плата в размере 10 лари в год за размещение каждого отдельного улья в лесу.
Между тем, уже 18 мая 2022 года Министерство сельского хозяйства Грузии распространило специальное заявление. В нем указано, что в вышеуказанный документ закралась техническая ошибка. В частности, вместо 1 лари в год за размещение пчелиного улья в лесу была указана сумма в десять раз больше — 10 лари. По заверению Минсельхоза, пчеловодам предстоит платить за каждый улий, размещенный в лесу вовсе не десять лари, а всего лишь один лари в год.
Следует отметить, что в апреле 2022 года из Грузии было экспортировано 17 тонн меда. Большая часть поставок — свыше 14 тонн мёда, была направлена во Францию. За последние два года в стране приступили к работе ряд крупных предприятий по переработке и расфасовке мёда. Примечательно, что в 2021 году в Грузии был поставлен рекорд по объемам экспорта натурального мёда. Объемы поставок зарубеж подскочили более чем в 30 раз.
Правда, все эти рекорды вовсе не радуют грузинских пчеловодов. Длительные ковид-ограничения привели индустрию пчеловодства к кризису. Многие частные пчеловоды и малые предприятия отрасли оказались на грани банкротства. Дело в том, что ранее большую часть их продукции приобретали иностранные туристы. В этом случае речь идет и о т.н. «внутреннем экспорте», когда иностранные визитеры потребляют на месте и увозят с собой мёд, в качестве подарков и сувениров. Однако за время «мировой войны с пандемией» поток иностранных визитеров заметно поредел. Так грузинские пчеловоды лишились основной части своего главного рынка сбыта. В итоге они были вынуждены снизить цены. Всем этим воспользовались перекупщики, перебатывающие предприятия и экспортеры.
По оценкам специалистов, если подобная ситуация продолжится и в будущем, то не смотря на все рекорды экспорта, отрасль ждет шоковое сжатие. Они считают, что при дальнейшем сохранении заниженных закупочных цен, частные пчеловоды и мелкие предприятия просто будут вынуждены свернуть производство натурального мёда и заняться чем-то более доходным. Введение новых поборов еще более усугубит ситуацию. По сути создаются все предпосылки для монополизации отрасли.
«Smart Press» в Telegram: подписаться>>>
Еще по теме: