Наблюдая за процессами происходящими в Грузии вспоминается фрагмент из фильма «Кавказская пленница, или новые приключения Шурика». Это слова товарища Саахова: «Да, плохо мы ещё воспитываем нашу молодёжь, очень плохо». Она как нельзя лучше характеризует драму, разыгравшуюся между властью и молодежью. Конечно, конфликт поколений — извечная проблема. Впрочем, нынешнее столкновение взглядов и мировоззрений — это не просто социологический феномен. Конфронтация полна закономерностей и ее следовало ожидать.
Начнем с системы образования. Престижные частные школы выполняют роль камер хранения. Все для того, чтобы родители могли заниматься делами и карьерой, зная, что их дитя в комфорте и безопасности. Еще одной мотивацией стал момент престижа и формирование чаду круга общения, определенной социальной прослойки. При этом, сами знания отошли куда-то на третий план. Для детей главное, чтобы им было весело, а для родителей, чтобы у них не болела голова.
Тем временем, частные школы, взявшие на вооружение учебную программу, сверстанную по образу и подобию своих зарубежных трендовых аналогов усиленно промышляли промывкой мозгов. Всякий там мультикультурализм, толерантность, многообразие — щедро поощрялись. Тем самым, радужная, зеленая, красная, черная повестка и прочие неолиберальные мантры прочно вошли в молодежную моду.
Власть давно отдала среднее и высшее образование в руки системной оппозиции. Причем, это касается не только престижных частных школ и институтов, но и многих государственных ВУЗов. Профессора и учителя зарабатывают мало и привыкли подрабатывать на западных грантах. Им платили за промывку мозгов и внедрение неолиберальных ценностей.
По сути, многим выпускникам потом даже трудно прижиться в реалиях грузинского социума. Им куда ближе и понятнее другое. Отсюда и стремление любой ценой привести Грузию в лоно коллективного Запада, или же самим побыстрее покинуть страну и обосноваться за рубежом. Вовсе не случайно многие отпрыски представителей первого эшелона власти и бизнеса живут и учаться за границей.
Власти многие годы не только смотрели на все это сквозь пальцы, но и всячески поощряли, руководствуясь принципом: баба с возу — кобыле легче. В итоге почти весь интеллектуальный класс отошел в копилку системной оппозиции. А вместе с ним было потеряно влияние на умы молодежи. Подкармливание привилегированного круга стариков за счет госказны не считается. Во-первых, их довольно мало, а во-вторых они не рвутся дружить с молодежью. Какое же тут влияние?
Власть вообще никак не работала с молодежью. Юными интеллектуалами занимались молодые профессора и неправительственный сектор. Они взялись формировать их мировоззрение, поднимали самооценку, помогали с самореализацией. Иной альтернативы просто не было. Еще вчера власть это вполне устраивало. Опять же: чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало. Затем это дитя оседало в корпоративном секторе и в государственном аппарате. Отсюда и высокая поддержка протестов со стороны молодежи, системы образования, бизнеса и бюрократии.
Сейчас многие ходят на акции протеста, даже не имея четкой мотивации. Просто так модно. В свое время власть сама ввела эту моду. Слепые евроверующие приветствовались. Какие еще национальные ценности и интересы, о чем это вы? Фу, какая отсталость! Вот примут в ЕС и будет всем манна небесная. И, тут власть уличили в вероотступничестве. Торгуется тут, понимаешь, хамит, шалит, не слушается старших.
Сейчас среди офисного планктона и молодежи модно демонстрировать свою прогрессивность тусовкой в продвинутой кампании, делать селфи и логиниться на акциях. Зачастую отцы заседают в больших кабинетах, а их дети тем временем тусуются на протестах.
Но разве власть предложила им какую-то альтернативу? Может быть, появились какие-то новые идеи? Открылись социальные лифты для новых людей? По сути никаких новых идей и люди все те же. Полностью отсутствуют не только инклюзивность и конкуренция, а даже ротация. Все та же отрицательная кадровая селекция и болото.
В условиях полного штиля — оно самое то. Но в эпоху слома прежней системы, ее переформатирования, а тем более построения новой — вредный балласт. Все тоже подавление любой инициативы и подход: мы платим вам не за то, что вы нам нужны, а за то, что вы нам не мешаете. Этого мало для активной поддержки.
За последнее десятилетие тому же крупному бизнесу создали райские условия. На выходе одна часть выступила против власти, а вторая привыкла только паразитировать и не готова взять на себя какую-то политическую и социальную ответственность. Все попытки сформировать элиту свелись лишь к созданию искусственной прослойки с высокой капитализацией. Но национальная буржуазия — это не только про деньги. Это еще и ответственность.
Мог же грузинский капитал участвовать в формировании альтернативной повестки, поощрять инструменты работы с общественным мнением, с интеллектуальным классом, с молодежью. Да что там капитал. Этим не занималось даже государство. Где государственные масс-медиа и мозговые центры?
Нынешние жалкие потуги власти поиграться с идеологией и национальным самосознанием вызывают только смех. Ведь, правящая партия «Грузинская мечта» была создана в форме политического уродца и идеологического импотента. Эта классическая партия — однодневка, объединившая всех недовольных прежним режимом. Этот режим пал в далеком 2012 году, а однодневка слишком задержалась. С тех пор много воды утекло. Многие мечтуны давно перекочевали в оппозицию, а деятели прежнего режима расселись во власти.
Большинство ныне активной молодежи не знает и не помнит, что было 12-20 лет тому назад. Поэтому, страшилки вокруг кровавого режима на них не работают. Зато они видят самодурство властей. Посудите сами: какая мотивация к развитию и доверие к власти будет у молодежи, когда даже президента страны ставят по абсолютно непонятным критериям? Зачем вообще учиться, когда можно стать президентом страны даже не имея диплома? Достаточно просто кому-то понравиться, и все. Согласитесь, что для амбициозной интеллектуальной молодежи — это та еще реклама. Хуже не придумаешь.
Возьмем нынешнего премьер-министра, который к тому же практикующий профессор ведущего госуниверситета. Есть ли у него личный авторитет среди молодежи? Судя по отзывам его же студентов — нет. Ну, какой авторитет может быть у человека, который на всю страну хвастается, что все топ-мозги собраны именно в его кабинете. С такой манией величия и снобизмом, отношения с молодежью не построить. Был бы попроще, студенты к нему может быть и потянулись.
Кстати, премьер-профессор анонсировал реформы системы образования. При этом, он тут же приплел сказки кутаисского леса. Это нафталиновая история мегапроекта Кутаисского международного университета на 60 тысяч студентов. Впервые она стала предвыборной обещалкой еще в 2016 году. За столько времени можно было придумать хотя бы новую басню.
Да, чистка и реформа системы образования действительно назрела. Более того, она трансформируется и без участия властей. Повестка меняется на самом коллективном Западе. Так новые веяния постепенно дойдут и до Грузии. Другое дело, насколько новая программа будет полезна? Будут ли знания выпускников применимы внутри страны? Отток мозгов и кадров никак не выгоден Грузии. Ей самой нужна эффективная молодежь для переформатирования системы и развития в эпоху перемен.
Смена программы обучения вовсе не гарантирует того, что новая будет свёрстана в интересах Грузии. Стране требуются собственные идеи. У всех стран есть свои интересы и они далеко не всегда совпадают. Тем более во времена больших перемен, с парадом суверенитетов, фрагментацией глобальной системы и войны всех против всех.
Молодежь везде и во все времена требует драйва. Ей нужны перспективы роста, возможности для самореализации, наглядные стимулы, четкий коридор продвижения и карьерного роста. Только тогда ее энергию можно применить во благо стране, а не растрачивать на попрыгушках на моэданах. Может ли нынешняя власть предложить ей что-то толковое? Может, если у нее у самой есть понимание глобальных процессов и видение картины будущего. А вот с этим есть большие проблемы.
Обратите внимание на недавнее заявление правящей партии. «Грузинская мечта» — партия созданная олигархом, являющегося аятоллой мечтунов, а точнее почетным председателем, обещает помочь освободить мир от влияния олигархов. Дважды смех, да и только. Никакой критики не выдерживает и базовая терминология этого завления с некой претензией на концептуальность. Чего стоят только планы уничтожения глубинного государства и глобальная партия войны. Все это лишь свидетельствует о непонимании процессов и элементарной политической неграмотности.
Война — это нормальное состояние человечества. Пока есть человек будет и война. Только профаны считают, что мир может существовать без войны. Другое дело, что война может быть кому-то выгодна, кому-то невыгодна, а для кого-то губительна. Что же касается дип-стейта, то тут речь идет об осушении вашингтонского и брюссельского болота.
Никто не собирается уничтожать глубинное государство. Оно требуется для стратегического планирования и координации процессов на 10 — 20 — 50 и даже 100 лет вперед. Суть проблемы заключается совсем в ином — в контрэффективности, по причине дегенерации управляющего вектора. Так что речь идет о чистке и переформатировании, а не об уничтожении.
Хоронить будут не глубинное государство, а ультраглобалисткую хунту. Она проиграла. Им на смену придут другие. Ослабли неолибералы и корпоратократия. Трансформируется политикум. В политику постепенно возвращается идеология. На ближайшие 10-15 лет приходит эпоха национальной буржуазии и бюрократии. Стартовали процессы масштабной перекройки карты мира. Поэтому, чтобы выжить и развиваться стране следует учитывать новые реалии и соотвествовать духу времени.
Вахтанг Мгеладзе, специально для «Smart Press»
«Smart Press» в Telegram: подписаться
Еще по теме:
Странный обряд во дворце спорта