Российская нефть потекла в Грузию

02.02.2026 | | | 607

Российская нефть потекла в Грузию

Импорт нефти из России в Грузию в 2025 году подскочил сразу в 16 раз. Всего за прошедший год было импортировано российской нефти на сумму в 95.800.000 долларов. Об этом сообщает российское агентство «РИА Новости», со ссылкой на информацию грузинской таможни и данные с платформы «Comtrade».

— «Общий объем импорта нефти из РФ в Грузию за 2025 год вырос с 10.500 до 225.300 тонн. Всего за прошедший год было импортировано российской нефти на сумму в 95.800.000 долларов. Предыдущий максимум по поставкам нефти был достигнут в 2016 году. Тогда Грузия ввезла из России 39.600 тонн нефти на сумму 10.800.000 долларов. Пиковым по спросу в 2025 году стал октябрь, когда грузинские компании импортировали 99.000 тонн нефти на сумму 46.700.000 долларов. В декабре было ввезено чуть меньше — 91.700 тонн на сумму 35.800.000 долларов. Помимо России в 2025 году нефть в Грузию поставлял и Азербайджан. Речь идет о двух небольших партиях примерно по 2.000 тонн на сумму в 1.800.000 долларов», — указано в публикации.

Следует отметить, что как раз осенью 2025 года в Грузии вошел в строй первый нефтеперерабатывающий завод. Согласно информации агентства «Reuters», 06 октября 2025 года танкер «Kayseri» доставил в Кулеви 105.300 тонн нефти сорта «Siberian Light» из Новороссийска. В агентстве указывают, что поставку осуществила компания «Русснефть» — олигарха Михаила Гуцериева. Речь идет о поставке нефти на грузинский нефтеперерабатывающий завод, расположенный в Кулеви и принадлежащий компании «Black Sea Petroleum».

По мнению аналитика Вахтанга Мгеладзе, то что новый грузинский НПЗ использует российскую нефть, вовсе нет ничего удивительного.

— «Бизнес покупает нефть у того, кто продает дешевле. Что касается санкций, то это из сферы крючкотворства бюрократии. Но, она так устроена, что любой запрет предполагает наличие вполне легальных путей его обхода. К тому же, по большому счету, санкции в современном — фрагментированном мире уже давно не работают. Просто они создают какие-то лишние сложности и повышают затраты.

Помимо российской нефти у грузинского НПЗ есть возможности получать например азербайджанскую и казахстанскую нефть. В нашем регионе также представлена нефть из дргуих стран Центральной Азии и Ирана. Тут скорее важен вопрос цены. Главное это то, что с запуском завода страна впервые получит топливо собственного производства. Это позволит диверсифицировать каналы снабжения и создает перспективу обеспечения внутреннего рынка относительно дешевым местным топливом.

Впрочем, наличие отечественных перерабатывающих мощностей создает и иные новые перспектвиы. К примеру, еще недавно поставки бензина в основном шли в нашу страну из России. Однако с недавних пор уже в самой России создался дефицит топлива и были введены ограничения на экспорт. Всему виной диверсии и атаки украинских беспилотников. В этих условиях Грузия, которая буквально еще вчера получала бензин из России может уже сегодня выгодно продавать его в саму Россию. А почему бы и нет? Экспорт может быть достаточно прибыльным делом.

Тут риски есть вовсе не в плане санкций, а скорее диверсий. Наглядный пример тому — совсем недавние подрывы нетфеперерабатывающих заводов в Румынии, Венгрии и Словакии. Что же касается санкций, то например канцлер Германии Фридрих Мерц, выступая с трибуны саммита ЕС в Брюсселе, заявил, что намерен добиваться от американской стороны исключений для ФРГ. Они призваны позволить немцам продолжить работу с «Роснефтью», несмотря на то, что это компания попала под свежие санкции США. Тбилиси в отличии от Берлина, исключений не просит.

Главное, чтобы самой Грузии работа НПЗ была бы выгодна. Игра стоит свеч в том случае, если бенефициары проекта будут руководствоваться принципами инклюзивности. Если завод реально сможет обеспечить страну топливом по низкой цене, то это снизит себестоимость производства товаров и оказания услуг. Это один из важных компонентов повышения глобальной конкурентоспособности грузинской экономики. Вот именно этого, а не чего-то иного должна добиваться разумная часть общества и по-настоящему грузинские политики», — пояснил Вахтанг Мгеладзе.

Согласно данным Национального агентства публичного реестра Грузии, ООО «Black Sea Petroleum» (ИНН: 405572394) было учреждено в 2022 году. Ее генеральным директором является Вахтанг Чахнашвили, а директором — экс-министр финансов Грузии (времен Эдуарда Шеварднадзе) Михаил Чкуасели. Общее руководство осуществляет наблюдательный совет из трех членов. Председателем совета является бывший министр экономики и устойчивого развития Грузии (времен Бидзины Иванишвили) Леван Давиташвили. Его заместитель — Вахтанг Чахнашвили. В совет в качестве члена входит также бизнесмен Константин Гогелия. Владельцами компании явлюяются два юридических лица: «MK Capital» — 70,66% и «Dunamis» — 29,34%.

ООО «Dunamis» (ИНН: 405568327) было зарегистрировано в 2022 году. Его директором является Екатерина Горгадзе, а владельцем 100% доли бизнесмен — аграрий Давид Поцхверия.

ООО «MK Capital» (ИНН: 405743496) было зарегистрировано в 2024 году. Ее директор — Георгий Цухишвили, а владельцы — Мака Асатиани — 70% и компания «Trade Stone Iberia» — 30%. В свою очередь, ООО «Trade Stone Iberia» (ИНН: 406081485) была зарегистрирована в 2012 году. Компания на 70% принадлежит бизнесвумен Маке Асатиани. Еще 10% находится в собственности другой бизнес леди — Софии Таварткиладзе. Остальные 20% — во владении «MK Trade Iberia». Генеральным директором компании является все тот же Вахтанг Чахнашвили, а коммерческим директором — Сосо Мамардашвили. И, наконец ООО «MK Trade Iberia» (ИНН: 405745564) было зарегистрировано в 2024 году. Ее директор — опять же Вахтанг Чахнашвили, а владелец 100% доли — Мака Асатиани.

Тем самым получается, что конечными владельцами НПЗ в Кулеви являются три физических лица: Давид Поцхверия — 29,34%, Мака Асатиани — 67,66% и София Таварткиладзе — 3%.

Итак, одним из крупных совладельцев НПЗ в Кулеви является бизнесмен — аграрий Давид Поцхверия. Именно ему принадлежит компания, которая недавно приобрела долю в «Black Sea Petroleum». Примечательно, что данный предприниматель до этого не был связан с нефтепродуктами. Он активно оперирует в сфере выращивания, заготовки, переработки и экспорта аграрной продукции. В их числе — ягоды, миндаль и т.д.

Впрочем, главный совладелец НПЗ — бизнесвумен Мака Асатиани тоже новичок в сфере нефтепереработки. Раньше ее знали в ином амплуа — в качестве модели и основательницы телекомпании «Maestro». Известно также, что ей давно принадлежит 27% доля в ООО «Aka», доставшаяся еще в наследство от отца. Речь идет об официальном дилере продукции немецкого автоконцерна «Mercedes». Зато с бизнесом на нефти тесно связаны ее второй муж — Константин Гогелия и сын от первого брака — Кахи Жордания.

Вахтанг Чрдилели

«Smart Press» в Telegram: подписаться

Еще по теме:

НПЗ стоит свеч

Первый грузинский НПЗ начнет работу осенью 2025 года

В Грузии запустят производство серной кислоты

Бизнесмен — аграрий стал совладельцем НПЗ в Кулеви

Проект НПЗ в Кулеви поддержит займом государство

НПЗ в Кулеви получил зеленый свет

Московский бизнесмен строит НПЗ в Кулеви?

В Грузии появилась нефть индийского разлива