Сезонные фрукты и овощи за год выросли в цене почти на половину

04.08.2024 | | | 1085

Сезонные фрукты и овощи за год выросли в цене почти на половину

Сезонные фрукты и овощи за год подорожали в стране в среднем от 25% до 44%. Причем, выросли в цене как продукты импортного, так и грузинского производства. Об этом наглядно свидетельствует сравнительный анализ цен на грузинском розничном рынке в июле 2024 года с аналогичным ценником за июль 2023 года. Правда, при этом «средняя температура по больнице» составляет всего лишь каких-то 1,8%. Именно такой годовой индекс инфляции вывело статведомство путем алхимии подсчетов. При этом, уровень базовой инфляции вообще оказался на отметке в 1,2%.

В общем потоке данных, Национальная служба статистики Грузии (НССГ) привела информацию по десятке продуктов питания, стоимость которых больше всего выросла в стране за последний год. В их число вошли: фасоль, арбузы, яблоки, чеснок, баклажаны, свёкла, слива, огурцы и персики.

TOP-10 продуктов более всего выросших в цене за последний год

— Стручковая фасоль: годовой рост цен на 44,2%;

— Арбузы: годовой рост цен на 39%;

— Яблоки: годовой рост цен на 33,8%;

— Чеснок: годовой рост цен на 31,8%;

— Баклажаны: годовой рост цен на 30,5%;

— Свёкла: годовой рост цен на 29,2%;

— Слива: годовой рост цен на 26,6%;

— Мандарины: годовой рост цен на 25,5%;

— Огурцы – годовой рост цен на 25%;

— Персики – годовой рост цен на 24,5%.

По оценкам аналитика Вахтанга Мгеладзе, рост цен на продукты связан как с объективными, так и с субъективными причинами.

— «К числу субъективных факторов относится картельный сговор ритейловых сетей, дистрибуторов и оптовиков. Они не только накручивают цены, но и не допускают продукты производителей до конечных потребителей. Дает о себе знать и чрезмерная закредитованность грузинской экономки. Аппетиты банков уже давно вышли за все рамки разумного. После окончания пандемии доходы банков подскочили примерно в три раза. Что же касается объективных причин, то они связаны как с высокой глобальной инфляцией, так и с ростом себестоимости на внутреннем рынке. После пандемии стоимость жизни в стране ощутима возросла. Это привело к увеличению расходов на оплату труда. Одновременно с этим, с окончанием пандемии возобновился отток рабочей силы из провинции в крупные города, а также наметился резкий рост трудовой миграции за рубеж. В итоге возник дефицит работников в регионах. В этих условиях многим хозяйствам стало просто невыгодно собирать урожай. В результате предложение продукции сократилось, что также повлияло на цены. Именно поэтому даже такие сезонные фрукты, как сливы, яблоки и персики стали дороже. В какой-то момент их просто некому и невыгодно стало собирать», — пояснил Вахтанг Мгеладзе.

По его мнению, происходящее на продовольственном рынке является крайне негативным явлением, как в социальном, так и в экономическом плане.

— «Доходы населения вовсе не растут такими темпами, как стоимость жизни, что создает крайне негативный социальный фон. Кроме того, в результате подорожания падает конкурентоспособность грузинской продукции, как на внутреннем, так и на внешнем рынке. В результате пружина еще больше сжимается. В ходе падения спроса сокращается производство, что приводит к очередному витку роста цен. В свою очередь, по вине роста стоимости продовольствия падает и туристическая привлекательность страны. Удорожание продуктов приводит к росту ценников в супермаркетах и в меню ресторанов. Эффект получается ощутимый, так, как для многих грузинское туристическое направление — это в первую очередь гастрономический туризм. Кроме того, удорожание продуктов означает рост стоимости жизни, а это в свою очередь вновь приводит к необходимости увеличения оплаты труда, что в свою очередь ведет к новому росту себестоимости товаров и услуг. Выходит такой заколдованный круг. Покончить с этим можно. Но, для этого нужна политическая воля, которая необходима для слома сложившейся порочной системы», — считает Вахтанг Мгеладзе.

Ираклий Ахалкаци

«Smart Press» в Telegram: подписаться>>>

Еще по теме:

На грузинском продовольственном рынке продолжается ралли цен

Потребительские цены вздули строители пирамид сетевого ритейла

За полгода банки выкачали из экономики почти полтора миллиарда лари

Власти свободно могут добиться снижения потребительских цен на 30%

Властям, банкам и монополиям не стоит играть с огнем