Заявленные грузинскими властями конституционные изменения, связанные с процессом восстановления територриальной целостности страны уже привлекли к себе внимание. В Сухуми и Цхинвали ревнуют Москву к Тбилиси. В России же намекают на возможность посредничества в диалоге и рассчитывают на восстановление дипломатических отношений. Причем, основным драйвером всех этих процессов может стать китайский фактор.
По мнению грузинского эксперта Рамаза Сакварелидзе, укрепление позиций Китая в Грузии может ввергнуть страну в хаос, а может наоборот помочь ей в восстановоении территориальной целостности.
— «Помню как китайский посол заявил, что КНР может помочь Грузии в процессе восстановления ее территориальной целостности. Это очень серьезное заявление. Никто не может спорить с этой страной.
Китай уже подмял под себя половину Сибири, а Россия ему ничего не говорит. Посмотрите, Россия воюет с Западом, а к Китаю относится как к своему младшему брату. Думаю, что в случае китайского интереса Россия откажется от своих претензий на территории Грузии.
Все дело в том, что у Китая есть экономические интересы в Грузии и его не устраивает наличие здесь зоны потенциального конфликта. Ведь, грузинские власти не говорят о том, что навсегда смирились с потерей Абхазии и Южной Осетии. Так, что рано, или поздно, но этот вопрос актуализируется, посредством войны, или без нее.
Ситуация выходит такой же, какой она и была в 2003 году. Выходит, что смена власти в Грузии вновь выгодна Америке и Европе. В свое время Америка и Россия вместе выдавили из власти Эдуарда Шеварднадзе — в Грузии, Леонида Кучму — в Украине и рассадили в обоих странах своих людей. Сейчас США и ЕС вновь хотят сбросить грузинское правительство.
Грузия находится в очень сложной ситуации из-за углубления отношений с КНР. США и Европа хотят поставить под угрозу транспортный коридор, за счет дестабилизации ситуации в регионе. Так, что все происходящее — это не внутригрузинский процесс, а более сложный узел противоречий.
Сейчас стало ясно, что так называемый закон об иногагентах был не поводом, а всего лишь оправданием для Запада. Прискорбно, что грузинскому народу дают неверную информацию и люди наивно всему верят. Сегодня западные партнеры уже даже не вспоминают об этом законе. Вместо этого они требуют, чтобы у нас не было отношений с Китаем. Из-за этого закона ни Россия нас не примет, ни Запад нас не отвергнет. А вот из-за выбора партнеров мы действительно можем оказаться в эпицентре большого противостояния.
Мы сотрудничаем с Китаем, а Америка воспринимает Китай как своего соперника номер один. Плюс помимо того, что мы сотрудничаем с их врагом номер один, по нашей территории должен пройти транзитный путь, благодаря которому большие деньги попадут в Китай. Конечно, Америка этого не хочет. Сейчас США воюет с Китаем на нашей территории. Ведь, Вашингтону здесь легче организовать переворот, чем в Китае. К тому же, у американцев есть большой опыт организации революций в Грузии», считает Рамаз Сакварелидзе.
Похоже, что ветер перемен начинает ощущаться и в мятежных регионах. Абхазский аналитик Инал Хашиг обратил внимание на то, что впервые российский президент Владимир Путин не поздравил Абхазию и Южную Осетию с признанием независимости со стороны РФ.
— «День празднования 16-ой годовщины международного признания независимости Абхазии прошел с большим шумом, но официального поздравления от имени Владимира Путина так и не последовало. Хотя, раньше он всегда это делал, иногда даже символически приветствуя перед камерами.
На этот раз он не поздравил нас ни устно, ни даже письменно. Дмитрий Медведев поговорил с Асланом Бжания по телефону и на этом все. Да, в 2008 году Дмитрий Медведев считался президентом России. Но, сейчас у него довольно скромная должность — он заместитель председателя Совета Безопасности РФ. Кстати, Владимир Путин точно также не поздравил и президента Южной Осетии Алана Гаглоева. Вряд ли он просто забыл об этой дате. Это напрямую связано с ситуацией в Грузии. А, чтобы обида абхазов не была слишком горькой, ее подсластили концертом популярного репера Басты», — отмечает Инал Хашиг.
Он считает, что тем самым Кремль перед парламентскими выборами решил сделать реверанс грузинским властям, правящую партию «Грузинская мечта» и ее лидеру Бидзине Иванишвили.
— «По всей видимости, правящая партия «Грузинская мечта» намерена пойти на создание конфедерации с Абхазией. Но, для этого ей сначала придется предварительно признать независимость Абхазии. Весь проект, вероятно, курирует Кремль, который затем либо получит контроль над этой новой конфедерацией, либо вообще включит ее в союзное государство, созданное Россией и Беларусью.
У «Грузинской мечты» и лично у Бидзины Иванишвили должен быть весомый мотив, чтобы идти на риск, меняя вектор ориентации с западного на так скажем «пророссийский». Таким мотивом, может быть обещание Москвы посодействовать восстановлению территориальной целостности через создание конфедеративного государства. При соответствующей подаче такую модель воспримет на ура большая часть грузинского общества.
Сейчас РФ выстраивает вокруг себя своеобразную зону безопасности. Для этого нужно привязать к себе Грузию, сделав из нее как минимум нейтральную страну, откуда не будет исходить никаких угроз для России. При этом, программа максимум — вовлечь в дальнейшем эту конфедерацию в состав некого союзного объединения», — пояснил Инал Хашиг.
О восстановлении дипломатических отношений между Грузией и Россией, а тажке о взаимосвязи этого процесса с восстановлением территориальной целостности, заговорили и в Москве. Причем, все эти процессы могут стартовать уже после предстоящих в октябре 2024 года парламентских выборов. Об этом заявил российский эксперт, глава Евразийского аналитического клуба Никита Мендкович.
— «Запуск переговоров между Москвой и Тбилиси более чем вероятен. Правда, быстрое восстановление дипломатических отношений и вообще возврат к отношениям «досаакашвилевского» уровня пока маловероятно. Слишком много дров было наломано и слишком много претензий накопилось.
В случае победы на выборах, «Грузинская мечта» в поисках замены Женевского формата переговоров по Южному Кавказу может предложить новый формат — уже без участия стран Запада. С Женевой связывались очень большие ожидания. Казалось, что это позволит разморозить ситуацию в регионе, но по факту это оказалось бесперспективным.
Из-за войны Запада против России использование западных форматов стало невозможным. Политика Запада сейчас ориентирована на дестабилизацию постсоветского пространства, в том числе Кавказа, и поэтому вести с их участием диалог уже стало совершенно бессмысленно. Грузия вряд ли будет настаивать на участии стран Запада в переговорах по Абхазии и Южной Осетии, поскольку западные страны заинтересованы не в решении кризиса, а наоборот в дестабилизации региона, чтобы превратить его в новый антироссийский фронт», — считает Никита Мендкович.
Между тем, по мнению грузинского аналитика Вахтанга Мгеладзе, во избежание драматических последствий в будущем, грузинским властям следовало бы проводить более прозрачную политику по таким глобальным вопросам, как внешний курс, нейтральный и внеблоковый статус страны, а также по широкому спектру вопросов государственной стратегии восстановления территориальной целостности. Он считает, что властям разумно было бы разделить всю ответственность с обществом, а для этого требуется прозрачность и обеспечение принципов доверия.
Ираклий Ахалкаци
«Smart Press» в Telegram: подписаться
Еще по теме: