В 2025 году грузинский туризм рискует потерять четверть доходов

19.01.2025 | | | 819

В 2025 году грузинский туризм рискует потерять четверть доходов

Декабрь 2024 года стал первым декабрем начиная с 1995 года, если не считать пандемии, когда доходы от туризма сократились. Причиной спада стала напряженная политическая ситуация в стране. Таково мнение эксперта Вано Вашакмадзе.

— «Все понятно, что нестабильная политическая ситуация затрагивает все отрасли экономики, особенно туризм, который основан на гостеприимстве и характеризуется высокой конкуренцией. Ведь у путешественников есть широкий выбор. Многие могут поехать в любую точку мира. В последние годы мне довелось консультировать в различных областях, в том числе при разработке туристических стратегий. С уверенностью можно сказать, что если вычесть полтора года пандемии, то в декабре 2024 года впервые произошло снижение по сравнению с предыдущего года. Все остальные годы, начиная с 1995 года, туристические потоки росли рекордными темпами. Они удваивались примерно за 3-4 года. Именно такая тенденция наблюдалась с 2000 по 2015 год. Абсолютный рекорд был достигнут в 2019 году», — рассказал эксперт.

— «Падение доходов от туризма на 10% в декабре 2024 года возможно еще не самая большая трагедия. Первый квартал 2025 года покажет темпы снижение зимнего туризма. Умножив эти цифры вдвое, мы сможем примерно увидеть, что будет летом. Ведь именно так в среднем пропорционально распределяются доходы от туризма. Пока трудно делать прогнозы для туристической отрасли на 2025 год. Ожидания довольно пессимистичные. Вполне возможно, что грузинский туризм потеряет 15%-20% своих доходов. В худшем случае страна может потерять до четверти доходов от туризма. В этом плане все зависит от дальнейшего развития событий. Такая страна, как наша, не может себе этого позволить. Это напрямую повлияет на снижение числа рабочих мест и сокращение заработной платы. Решение заключается в правильном и своевременном кризис-менеджменте. Пришло время индустрии и администрации туризма сесть вместе и найти пути выхода из сложившейся ситуации», — пояснил Вано Вашакмадзе.

О коренных переменах на туристическом рынке говорят и игроки отрасли. По словам отельера Ани Алибегашвили, в этом зимнем сезоне наметился высокий спрос со стороны туристов с Востока. При этом, она отметила проблему — грузинская туристическая отрасль к этому пока не готова и просто не знает как их надо обслуживать.

— «В 2024 году резко выросло число визитеров из арабских стран, а также количество гостей из Израиля и Индии. Однако им нужны совсем другие культурные и гастрономические услуги. Ко всему этому мы пока не привыкли. Мы просто этого вообще не знаем. Если так продолжиться и дальше, то многим придется полностью реорганизовать свой бизнес. Иначе многие объекты будут вынуждены закрыться», — поделилась Ани Алибегашвили.

Согласно данным официальной статистики, в IV квартале 2024 года по сравнению с аналогичным периодом 2023 года, резко выросло число туристов из Израиля: 81.243 — против 34.414, из Индии: 36.844 — против 25.430, и из Китая: 22.098 — против 15.290.

Динамика роста числа визитеров также была зафиксирована из стран Ближнего Востока: Омана — на 93,4%, Иордании — на 61,6%, Бахрейна — на 43,5% и Саудовской Аравии — на 15,7%. Хотя, в численном выражении рост был небольшой. Из стран GULF прибыло 33.537 путешественников — против 29.062 в аналогичный период 2023 года.

По оценкам аналитика Вахтанга Мгеладзе, за высокий зимний сезон — с середины декабря по середину января, по вине негативного новостного фона, туристическая отрасль и сопутствующая инфраструктура потеряла примерно 100.000.000 долларов дохода, а потери за весь 2025 год могут составить в 10 раз больше. Причем, наряду с внутренней турбулентностью он видит проблемы и в снижении конкурентной способности грузинского туризма.

— «Отдых и путешествия в Грузии уже далеко не дешевое удовольствие. Хотя, именно так грузинский туризм позиционировал себя раньше в мире. Стоимость жизни в стране за последние несколько лет удвоилась. Больше всего подорожали продукты в магазинах, а потом и меню в ресторанах. Сейчас средний ценник ужина в грузинских ресторанах стал дороже чем в ресторанах Азербайджана, Южной Кореи, Японии, Казахстана, Беларуси, Молдовы, Украины, Китая, России, Таиланда, Кыргызстана, Узбекистана, Ирана и Индии. Наши цены примерно соответствуют Саудовской Аравии. Тем самым мы теряем наш традиционный массовый туристический рынок: Россию, Беларусь, Украину и Казахстан. Тогда как для таких рынков, как Иран, Китай и Индия, наши цены просто кусаются. По этим ценам, они, скорее всего, ждут какие-то совсем премиальные услуги. Но, их ожидания, как правило, не оправдываются. Во-первых, пока в стране не научились принимать туристов из Ирана, Китая и Индии, а во вторых — дорого не потому что все слишком хорошо, а потому, что все слишком подорожало. Для вывода отрасли из надвигающегося кризиса мало одной лишь активности самого сектора. Для этого потребуется пересмотр всей экономической политики и системы ценообразования», — считает Вахтанг Мгеладзе.

Напомним, что по оценкам инвестиционной компании «Galt & Taggart» («G&T»), в декабре 2024 года доходы от туризма снизились на 10,1%, по сравнению с показателями за декабрь 2023 года и составили сумму в размере 220.000.000 долларов. Несмотря на спад в конце года, в «G&T» ожидают увеличения ежегодных поступлений от туризма на 5,5%. Согласно ее данным, суммарные доходы от туризма в 2024 году составили порядка 4.400.000.000 долларов.

Анна Вахтангишвили

«Smart Press» в Telegram: подписаться

Еще по теме:

Пора кончать паразитов и вредителей

Обнародована география международных визитов за 2024 год

Тбилисские отели пошли с молотка

Грузинский ценник общепита дешевле чем в Турции, Сербии и Армении