В Абхазии искали грузинский след, а нашли турецкий…

11.02.2025 | | 1021

В Абхазии искали грузинский след, а нашли турецкий…

Решающий выбор вскоре предстоит сделать жителям Абхазии. Уже на этой неделе, а именно 15 февраля 2025 года там пройдут досрочные выборы де-факто президента. Претендентов всего пять, но основная схватка развернется между двумя из них. На абхазский трон метят ровесники — 43-летний и.о. де-факто президента Бадра Гунба и 43-летний лидер оппозиции Адгур Ардзинба.

Считается, что именно его стараниями в результате политического кризиса ушел в отставку 62-летний де-факто экс-президент Аслан Бжания. Народные волнения начались из-за резкого недовольства политикой Москвы. Речь идет об активном продавливании целого пакета законов, сверстанных в интересах капитала с российской пропиской.

Кандидата Бадра Гунба открыто поддерживает Кремль. В помощь ему Москва направила десант пиарщиков, социологов и политтехнологов. Приезжал в Сухуми и первый заместитель руководителя Администрации Президента РФ Сергей Кириенко. Как раз в его ведении на Старой площади целая армия специалистов по выборам. К тому же, сам он сухумский. Он родился в Сухуми и в Абхазии прошли его юные годы.

В качестве приданного для своего фаворита Москва восстановила прямое авиасообщение с Сухуми, пообещала добавить авиарейсы в туристический сезон, подбросила денег и решила проблему с дефицитом электроэнергии. Несмотря на все старания майнеров свет вновь начали подавать без графика. Выборы вещь полезная. Особенно досрочные.

Главный конкурент избранника Кремля — представитель влиятельного абхазского клана. Достаточно вспомнить хотя бы первого де-факто президента Владислава Ардзинба. Сам лидер мятежников — Адгур Ардзинба в недавнем прошлом де-факто вице-премьер и министр экономики Абхазии.

В отличие от своего оппонента он получал образование не только в России, но и в Турции и даже на Западе. Оппозиционер — выпускник курсов Лондонской школы экономики и политических наук. В юности он также учился в турецком колледже, входившем тогда в образовательную сеть автора «Концепции великого Турана» Фетхуллаха Гюлена.

Свои симпатии и тесные контакты с Турцией он не скрывает и сейчас. Пожалуй, именно турецкий фактор стал решающим в его предвыборной кампании. Адгур Ардзинба видит перспективы Абхазии благодаря более тесному сотрудничеству с Турцией, а не с Россией. Он уверен, что турецкий фактор способен устранить все возможные угрозы из Грузии.

С проявлением политических амбиций началась война компроматов. Его обвинили в любви к красивой жизни, пристрастию к азартным играм и заметили в сочинских казино. Припомнили ему и родство с криминальным авторитетом Адамыром Пачалия, по кличке «Пачаха». В Абхазии считают, что уголовный кузен долгое время скрывался от правосудия в Грузии.

Между тем, население Абхазии расколото. Большинство действительно пугают перспективы агрессивного поглощения туристического бизнеса олигархическим капиталом из России. Местные масс-медиа и гражданское общество по большей части находятся под влиянием западных доноров. Поэтому их позиция ясна. При этом, идея привлечения Турции в виде противовеса России находит все больше сторонников среди абхазской элиты. Ко всему этому добавляется еще и фактор влияния абхазской диаспоры из Турции.

Для самой Турции абхазская карта — это перспектива выхода на юг РФ и дальше в Татарстан. Неслучайно в Турции давно осело большое число бывших жителей республик Северного Кавказа. Довольно многочисленна также турецкая диаспора черкесов и иных коренных народов юга России, переселившихся в Турцию еще в XIX веке. В общем, у Турции есть свои виды на Абхазию.

Конечно, Москва и Анкара могут тесно взаимодействовать по целому ряду вопросов. Но, при этом интересы остаются у каждого свои. Недавний гамбит в Сирии — наглядный тому пример. Даже если на этот раз Кремлю удастся провести удобного кандидата в дамки, сама по себе проблема никуда не денется. Просто решение абхазской диллемы будет временно отложено на потом.

Вахтанг Мгеладзе, специально для «Smart Press»

«Smart Press» в Telegram: подписаться

Еще по теме:

В Сухуми ищут грузинский след

Осень олигархов

Абхазский фактор

В Тбилиси сменился начальник Абхазии

Грузия может стать перекрестком международного железнодорожного хаба