Власти разглядели ритейловую бомбу замедленного действия

25.02.2025 | | | 980

Власти разглядели ритейловую бомбу замедленного действия

Грузинские власти наконец-то обратили внимание на ценовой беспредел ритейловых сетей. Именно они и банки наряду с проблемой чрезмерного импорта глобальной инфляции являются главными драйверами роста потребительских цен, стоимости жизни, а также себестоимости грузинских товаров и услуг. Сейчас средние ценники в грузинских супермаркетах гораздо выше, чем на такие же товары в Европе.

По словам руководителя департамента мониторинга стратегических рынков Агентства по конкуренции и защите прав потребителей Грузии Георгия Кеделидзе, итоги мониторинга показали, что в 2024 году по сравнению с 2021 годом, в целом ряде случаев тарифы ритейловых сетей, такие как плата за вход в магазин, ретро-бонус и кэшбэк выросли вдвое.

На данный момент агентство продолжает мониторинг рынка торговли продукцией первой необходимости (FMCG) по состоянию на начало 2025 года. В частности исследуются условия размещения товаров в торговых сетях для дистрибьюторов и поставщиков продукции.

Как отметил Георгий Кеделидзе, разница между стоимостью импорта потребительских товаров и ценами на них для розничных покупателей составляет примерно 100-150%, а в некоторых случаях даже больше.

— «В ряде случаев дистрибьюторскими компаниями выражают недовольство по поводу дополнительных комиссий со стороны ритейловых сетей. Это так называемые кэшбэки, ретро-бонусы, входной билет и т.д. Это действительно является проблемой. Такие платежи в последние годы быстро растут. В конечном итоге это влияет на розничные цены для конечных потребителей. Соответственно, продукция постепенно дорожает для населения. К примеру, в 2024 году по сравнению с 2021 годом, в целом ряде случаев тарифы ритейловых сетей, такие как плата за вход в магазин, ретро-бонус и кэшбэк выросли вдвое. Цепочка поставки продукции на рынке FMCG от импорта — до розничного покупателя увеличивает цены на товары примерно на 100-150%, а в некоторых случаях даже больше», — отметил Георгий Кеделидзе.

— «На данном этапе мы рассматриваем ситуацию на начало 2025 года. Именно в этот период возобновляются контракты между розничным сектором и поставщиками. Пока важно рассмотреть тенденции. Нужно выяснить, есть ли рост тарифов и в этом году. Мы намерены опубликовать промежуточный отчет в ближайшие месяцы. На данном этапе говорить о каких-то дополнительных регуляциях пока преждевременно», — сообщили в агентстве.

Тем временем, страна все глубже скатывается в социальный кризис, а ее глобальная конкурентоспособность заметно падает — резко снижается туристическая привлекательность, страдает отечественное производство, сокращается экспорт.

По словам президента «Бизнес Ассоциации Дистрибуторов Грузии» Лаши Рижамадзе, с наступлением нового года торговые сети вновь ухудшили условия и повысили комиссии.

— «Условия контрактов между сторонами каждый год пересматриваются, и всегда в пользу ритейловых сетей. Растут тарифы. Естественно, это влияет на конечную цену продуктов, которые затем попадают на полки магазинов и предназначены уже для розничных потребителей.

Вход в сетевые маркеты требует от дистрибьюторов значительных затрат. Бизнес платит как за входной билет доступ в сеть, так и несет различные маркетинговые расходы. В их числе — плата за доступ к полке, а также так называемый ретробонус и кэшбэк. Торговые сети применяют единую порочную практику. Они прекрасно понимают, что поставщики уже выложили только лишь за доступ к сети довольно солидную сумму. Поэтому сети рассчитывают, что они просто будут вынуждены согласиться на все их новые условия.

Сейчас выяснилось, что условия сотрудничества вновь ухудшены. Появились новые тарифы. Происходит увеличение существующих платежей и дополнительное введение новых. Все это поднимает цены для конечных потребителей. В некоторых случаях так называемый кэшбэк достигает 60% от стоимости продукта. Для сравнения, в прошлом году он составлял 40-50%. Весь этот кэшбэк оседает в карманах сети, а не поставщика, или производителя. В итоге мы имеем явно завышенные цены на полках.

Ко всему этому добавляется еще комиссия самой сети. К примеру, в случае с вином она составляет 50-60% от общей стоимости продукции. Так, если компания поставляет в сеть вино по цене 10 лари, то 4 лари из них принадлежат компании, а 6 лари остается объекту розничной сети. Кроме того, с компании еще взимается вступительный взнос и плата за стойку. Все это также вычитается из тех 4 лари, которые полагаются компании.

Еще одной проблемой, которая толкает конечные цены вверх является нарушения сроков оплаты. Когда сеть запаздывает с оплатой, которая порой составляет сотни тысяч лари, компания вынуждена использовать банковский кредит. За кредит надо платить. Накручиваются проценты. Потом эти дополнительные расходы включаются в конечную цену. Конечно, это выгодно ритейловым сетям и банкам. В итоге за все расплачивается конечный потребитель», — рассказал Лаша Рижамадзе.

Грузинский рынок сетевого розничного ритейла сектора быстродоходных потребительских товаров за последние пять лет увеличился почти вдвое. Почти на столько же выросли и потребительские цены. Эксперты считают, что это взаимосвязанные процессы.

Сетевики строят финансовые «пирамиды» за счет и в ущерб конечных потребителей. По сути они расширяют свою филиальную сеть благодаря взвинчиванию розничных цен на потребительские товары. Именно этим объясняется тот факт, что стоимость жизни в стране уже заметно дороже чем почти во всех странах макрорегиона.

Дошло уже до того, что на рост цен уже сетуют даже сами сетевые ритейлеры. Они недовольны возросшей оплатой труда. Забавно, но стоимость содержания персонала напрямую связана с ростом стоимости жизни, которую запустили сами же «строители пирамид», в лице бурно растущего сетевого ритейла.

По мнению аналитика Вахтанга Мгеладзе, явно завышенная стоимость продуктов питания — это серьезный вызов и с ним грузинским властям обязательно нужно уже быстро что-то делать.

— «Огромные диспропорции между ценами и доходами, а также высокие цены на продукты питания — это путь к социальному взрыву. Не думаю, что грузинским властям это нужно. У них и так хватает проблем. Это серьезный вызов, с которым властям нужно срочно что-то делать. Явно завышенная стоимость продуктов питания автоматически отражается на ценниках ресторанов. По уровню цен, меню в грузинских ресторанах уже дороже чем в Азербайджане, Южной Кореи, Японии, Казахстане, Беларуси, Молдове, Украине, Китае, России, Таиланде, Кыргызстане, Узбекистане, Иране и Индии. А это уже удар по туристической привлекательности страны. Многие сектора реальной экономики, да и сама социальная структура общества критически зависит от туризма.

По сути, сетевой ритейл строит классические финансовые пирамиды за счет и в ущерб граждан и национальной экономики. В этом интересы данного сектора совпадают с интересами банковской системы и девелоперов. Ритейловые сети наращивают число филиалов, тем самым обеспечивая дополнительный спрос на торговые площадки, а также обеспечивая прибыль банков и девелоперов. С увеличением числа объектов растет доля ритейловых сетей в конечных ценах на продукцию. В конечном итоге все это расширение, а также доходы ритейла, банков и девелоперов оплачивает конечный потребитель, да еще и с процентами.

Ценовую политику на товары первой необходимости нужно быстро привести в соответствие со средними параметрами макрорегиона. Конечно, мы никак не сможем сдержать рост глобальной потребительской инфляции. Но сделать так, чтобы цены в стране были не особо выше, чем в соседних странах, этого добиться можно. Для этого нужно умерить аппетиты банковского картеля и сетевого ритейла, а также снизить фискальные издержки. Если после этого пузыри на рынке не выдержат и лопнут, то это следует только приветствовать. Без этого невозможно оздоровление национальной экономики», — считает Вахтанг Мгеладзе.

Ираклий Ахалкаци

«Smart Press» в Telegram: подписаться

Еще по теме:

Пора кончать паразитов и вредителей

Потребительские цены вздули строители пирамид сетевого ритейла

Доходы грузинских ритейловых сетей выросли на 25%

Рынок грузинских ритейловых сетей подскочил на 37%

Пандемия оказалась раем для ритейловых и аптечных сетей

Властям, банкам и монополиям не стоит играть с огнем

Власти свободно могут добиться снижения потребительских цен на 30%