Грузинские власти наконец-то разглядели проблему, которая больше всех беспокоит население страны. Это проблема искусственного разгона внутренней инфляции. Хотя, о ней участники рынка и эксперты твердят уже многие годы, только сейчас либеральные власти признали явное.
Пожалуй, такая близорукость и неторопливость неудивительна. Крупный капитал — это священная корова либералов, а тем более монополисты, спекулянты, ростовщики, вредители и паразиты. Они есть главные бенефициары любого колониального, олигархического режима.
И, вот за несколько дней до наступления нового 2026 года, который эксперты уже прозвали годом начала «великой инфляции» во всем мире, о корнях грузинской инфляции поведал в своем специальном видеообращении к согражданам премьер-министр Ираклий Кобахидзе.
Он публично признал, что продукты питания во всех грузинских сетевых супермаркетах стоят намного дороже, чем точно такие же продукты, которые реализуются во французских торговых сетях. В частности, подсолнечное масло в Грузии продается на 34% дороже, чем во Франции, макароны — на 97%, рис — на 180%, сливочное масло — на 30%, сыр — на 42%, а шоколад — на 47%.
— «Разница между грузинскими и европейскими ценами действительно очень высокая. Такая разница в ценах обусловлена высокой наценкой дистрибьюторских компаний и сетевых супермаркетов, которая в среднем составляет 86% от границы с Грузией до прилавка.
Наценка ритейловых сетей и финансовое бремя, ложащееся на поставщиков настолько велики, что грузинским производителям зачастую выгоднее экспортировать свою продукцию, чем продавать ее на грузинском рынке.
Именно поэтому в грузинских супермаркетах часто можно найти множество импортных товаров, которые грузинские компании экспортируют за границу. Это серьезная проблема, поскольку интересы государства, наоборот, заключаются в том, чтобы стимулировать грузинское производство и максимально сокращать импорт.
В Грузии маржа чистой прибыли отдельных розничных сетей составляет 7% — 8%, а порой достигает и 14%, в то время как в Европе она составляет в среднем 2%. Хотя, операционные затраты европейских супермаркетов — аренда торговых площадей, оплата труда, коммунальных услуг и других расходов — значительно выше, чем у грузинских. Маржа прибыли дистрибьюторских компаний тоже слишком высока. Она обычно колеблется от 6% до 13,5%», — указал глава грузинского правительства.
По его словам, на основе предварительного анализа можно выделить несколько основных факторов, приводящих к высоким наценкам, а следовательно, к высоким конечным ценам.
— «Например, в их числе так называемый сетевой кэшбэк, плата за вход в магазин, задержки с оплатой дистрибьюторам или производителям, чрезмерно большое число, отражение затрат на открытие новых точек в цене и т.д. Но, самое главное это то, что существующая практика вызывает подозрения в том, что участники рынка могли действовать согласованно, по принципу картельного сговора, что, естественно, требует дополнительного анализа», — заявил Ираклий Кобахидзе.
Обратил он внимание и на финансовую пирамиду сетевого ритейла, которая выстраивается за счет и в ущерб интересов национальной экономики и граждан.
— «В условиях высокой маржи компании стремительно расширяют свою сеть супермаркетов. За последние 5 лет количество сетевых магазинов в стране удвоилось. В результате сегодня в Грузии на 100.000 человек приходится 113 сетевых супермаркетов. Тогда как в Германии их число составляет только лишь 45, а в Австрии 62. Вполне логично, что затраты, связанные с расширением сетей, прямо отражаются в ценах на реализуемую продукцию», — признал премьер-министр.
Он призвал правоохранительные и регулирующие органы детально разобрать в сложившейся ситуации, а также призвал парламентариев сформировать специальную комиссию по изучению данного вопроса. Глава Парламента Грузии Шалва Папуашвили уже откликнулся на его призыв и обещал создать парламентскую спецкомиссию по розничным ценам на продукты питания, с открытием весенней сессии.
Между тем, ритейлеры, спикеры старорежимной системной оппозиции и их трендовые эксперты начали бить тревогу. Они пугают бизнес грядущим раскулачиванием и клеймят позором власти за потенциальные угрозы либеральным идеалам.
Конечно, за адвокатами строителей пирамид сетевого ритейла стоят бойкие интересанты. В числе бенефициаров бизнес-процессов много звучных имен — представитель ныне опального т.н. «кахетинского клана», многолетний глава Национальной комиссии Грузии по регулированию коммуникаций Каха Бекаури — до бизнесмена Давид Бежуашвили и бизнес-клана предпринимателя Цезаря Чочели. Последним двум благоволит старорежимная системная оппозиция.
Впрочем, в общем хоре критиков прозвучали и более ни менее здоровые аргументы — от жадности грузинских банкиров, кредитующих бизнес под слишком высокий процент — до льготной ставки НДС, в отличие от Грузии действующей на продукты первой необходимости в европейских странах.
Между тем, власти пока не готовы снижать цены для населения за счет бюджетных поступлений, путем понижения ставки НДС. Их не смущает, что прока от многих расходов госбюджета — ниже плинтуса. Зато, признаков неэффективного использования средств, протекционизма и коррупции в очереди у бюджетной кормушки — выше крыши.
По оценкам заместителя министра экономики и устойчивого развития Грузии Вахтанга Цинцадзе, средняя наценка во всей цепочке поставок — от себестоимости — до розничной цены составляет около 90%, а для ряда товаров, она вдвое выше, а порой даже больше, даже без всякого НДС. При этом, он отметил, что в целом цена аналогичных товаров в Грузии на 20% — 180% выше, чем на европейских сетевых рынках. Безусловно, одна лишь 18% ставка НДС тут не при чем.
По мнению аналитика Вахтанга Мгеладзе, то, что власти наконец-то обратили внимание на проблему разгона внутренней инфляции, можно только приветствовать. При этом он опасается того, что реформы затонут в болоте бюрократии, а все благие начинания закончатся косметическими изменениями и подковерным сговором по вопросам контрибуции, во благо продолжения агонии либерального режима.
— «О том, что вся система сетевого ритейла по сути занята осуществлением экономической диверсии, я говорю уже многие годы. Этого давно не скрывают и многие участники рынка — производители, дистрибуторы и т.д. Именно финансовые пирамиды монополистов сетевого ритейла вместе с чрезмерными аппетитами наших славных «банкстеров» являются основным драйвером внутреннего роста цен.
В итоге страдает население и государство. Увеличивается стоимость жизни. Растет себестоимость грузинских товаров и услуг. Падает глобальная конкурентноспособность национальной экономики. Это чистой воды диверсия на которую власти смотрели сквозь пальцы многие годы.
В наступающем 2026 году во всем мире ждут начала «великой инфляции». Мы все еще страна — критически зависимая от импорта продовольствия. На деле все импортозамещение осталось лишь в лозунгах бюрократии. Соответственно произойдет импорт глобальной инфляции. Однако рост цен, который больно ударит например по среднему французу, может просто оказаться смертельным для среднего грузина. Слишком велика разница в стартовых позициях доходов. А тут еще все эти пирамиды со своими дикими наценками.
Это верный путь к большому социальному взрыву. В таком случае крупный капитал уже не отделается тем, что его просто легонько пощипают. Тут пахнет уже неконтролируемыми процессами — расправами и погромами. Оно им надо?
Сейчас уже самое время вспомнить про инстинкт самосохранения — где-то уступить, а где-то даже переложить тяжелый груз ответственности на государство. Критическая ситуация требует кардинальных реформ и переформатирования всей социально-экономической модели. Бывает, что не остается никакого иного выхода, кроме национализации критически важных активов.
Вообще, всем тем кто у нас в стране причисляет себя к элитам пора бы уже осознать тот факт, что весь мир вошел в эпоху больших перемен. Это критическая нагрузка на всю систему. Либеральная модель просто не приспособлена к таким перегрузкам. Закон эпохи перемен гласит: вне зависимости от политического поворота вправо, или влево, это будет крайне правый, или крайне левый разворот. В такой ситуации среднего не дано. Просто не сработает.
Это означает, что интересы личности и общества должны быть строго подчинены государству. Хочет этого кто-то, или не хочет, но капитал тогда окажется в подчиненном положении. Иначе его просто не станет. Таковы правила игры. Новых нет. Их пока никто не придумал, а тем более для отдельно взятой страны», — считает Вахтанг Мгеладзе.
Ираклий Ахалкаци
«Smart Press» в Telegram: подписаться
Еще по теме:
Строители пирамид сетевого ритейла жаждут продолжения банкета
В 2024 году оборот ритейловых сетей вырос почти на 15%
Власти разглядели ритейловую бомбу замедленного действия
Большая четверка поделила между собой почти весь рынок ритейла
Пора кончать паразитов и вредителей
Потребительские цены вздули строители пирамид сетевого ритейла
Власти свободно могут добиться снижения потребительских цен на 30%





