Картофелеводы несут убытки

15.04.2021 | | 555

Картофелеводы несут убытки

Для жителей Ниноцминского муниципалитета сельское хозяйство одно из основных доходов, но в текущем году урожаи остались на складах. В период пандемии коронавируса в стране многие заинтересовались сельским хозяйством, но в Джавахетии все наоборот — многие хотят бросить это дело. Причина в низкой цене сельхозпродукции, в частности картофеля. В проблемах региона и отрасли попытались разобраться журналисты радио NOR.

В селах Ниноцминдского муниципалитета и в самом городе картофель, выращенный в прошлом году, никак не продаётся. Фермеры тревожатся, уже весна, картофель начинает портиться в подвалах и складах.

Степан Амирханян прошлогодним урожаем доволен. Но и у него картошка гниет в подвалах. Раньше продавал килограмм за 70-80 тетри, однако в этом году так и не смог реализовать, спроса практически нет. Картофелевод с пятилетним опытом связывает это с пандемией коронавируса.

«В прошлом году на двух гектарах получил более 40-45 тон картофеля. часть картошки испортилась, выбросили, а часть, более 20 тон осталось в подвале. Осенью давали за килограмм 0.50 лари, подумали, что цена низкая весной продадим хотя бы за 60-70 тетри чтобы расходы закрыло но не тут то было, нет покупателей. В сезон каждому рабочему за сбор урожая заплатил 40 лари. На все расходы ушло где то 6000 лари в целом. А сейчас вообще не продается, нет даже тех, которые были заинтересованы  покупкой.

Скоро начинается сезон посева один литр солярки стоит 2,75 лари. А килограмм картошки в базарах Тбилиси продается за 45 тетри, два дня назад я был там своими глазами видел если бы говорили, я бы не поверил, что цены такие низкие а семена картофеля там 20 тетри, и то вообще не продается. А здесь привозят новые семена продают за 1 евро», — говорит картофелевод.

Из-за потепления у картофель начались появляться ростки. Фермеры вынужденно тратят дополнительные средства для сортировки. Степан Амирханяна на это дело платит по 30 лари в день. А если не сортировать то все испортится.

Во время сортировки отложили почти три тонны испорченной картошки. Во время продать не смог.

«Я не знаю что думает министерство сельского хозяйства но дальше так невозможно прожить. Хотя бы закрыли границы, не дали-бы импортировать картофель из других стран, или же дали-бы возможность экспортировать наш товар в соседние страны. Я интересовался, для того, чтобы экспортировать картофель в соседние страны необходимо собрать фитосанитарных уйму документов, которое не по силам местным жителям. Если так продолжится, то в этом году больше не буду сажать картофель», – говорит картофелевод Степан Амирханян.

В селе Большой Ханчалы, как и в других сёлах Ниноцминдского муниципалитета, люди стоят перед острой социальной проблемой. В селе живет около 200 семей, для которых основным источником дохода является сельское хозяйство и сезонные работы за границей. Выехать за рубеж многим не удалось из-за закрытых границ, а труд вложенный в сельское хозяйство, не дал результатов, почти все остались без денег.

Жительница села Болшой Ханчалы Арусяк Григорян жалуется, что все продукты подорожали кроме картофеля. А на их продукт и вовсе нет спроса.

«Вот скажите пожалуйста что нам делать? В прошлом году хотя бы смогли продать, в этом году катастрофическая ситуация. Покупателей практически нет, а те кто и приходят, покупают по 40-45 тетри и то в очень малом количестве. У нас в подвале более 20 тон картофеля. Если так пойдет я вынуждена отвезти продукт в Тбилиси, а там какова ситуация, продастся или нет, я не могу сказать. один килограмм помидоров стоит 6 лари а картофель вообще обесценен».

Чтобы фермерам было выгодно сажать картофель, килограмм должен стоить минимум 60-70 тетри. Новый сорт картофеля для посадки продают за 3 лари. Картофелеводы не знают как справится с крайне сложной ситуацией.

«Несмотря не на то что не смогли продать, я в этом году снова должна посадить картошку, так как семенное дело картофель, больше не знаем что делать, хотя бы посадим посмотрим, что получится в этом году. Просто людей жалко, все попали под долги и кредиты», – говорит Арусяк Григорян.

Еще один житель села Большой Ханчалы Вагаршак Бабаян еле нашел покупателя и продал несколько мешков из имевшихся нескольких тон. Однако цена, которую взял, очень низкая, 45 тетри за килограмм. «Я вынужденно продаю, так как до конца месяца должен внести деньги за кредит».

А покупатели из Кахети в свою очередь жалуются на то, что и им сложно реализовать картошку. Для того чтобы продать приобретённые три тонны у себя в регионе, необходимо два месяца. Коронавирус усложнил жизнь всем и оставил без денег. В Кахети картофель продается от 50 до 60 тетри за килограмм.

Если наблюдать за ценами продуктов питания в магазинах Ниноцминдского муниципалитета, то не сложно прогнозировать, в каком положении окажутся со временем люди, для которых картофель единственный источник дохода. Их продукт сегодня обесценен, но даже за низкую цену сложно найти покупателя.