Рынок криптовалют сродни индустрии современного искусства
22.05.2021 | В мире | 604
Последняя неделя для криптовалют была одной из самых худших за всю их историю. Цена биткоина резко упала, обвалившись на 31%. Ethereum, Dogecoin и Binance Coin упали примерно на 20%. Каковы причины? Подсказку можно найти в другом уголке элитного инвестиционного мира — на рынке современного искусства. Таково мнение обозревателя Bloomberg Opinion, старшего научного сотрудника Манхэттенского института Эллисон Шрагер.
Криптовалюты и современное искусство на самом деле очень похожие товары. Обвал рынка и последовавший за ним отскок не были чем-то удивительным для сомневающихся в криптовалюте. Его ценность никогда не имела для них смысла. Золото, акции, облигации и доллар имеют некоторую внутреннюю ценность. Они тоже подвержены колебаниям цен, но в конечном итоге их цена устанавливается вокруг чего-то, напоминающего стоимость компании или ресурсов стран, которые они представляют.
Поклонники криптовалюты утверждают, что ее ценность связана с ее дефицитом — криптомонет ограниченное количество. Но любой актив, который не имеет внутренней стоимости, всегда может упасть в цене, дефицитен он или нет, и даже стать бесполезным. Помните Beanie Babies? Это также объясняет динамику рынка современного искусства, где дефицит и ажиотаж играют аналогичную роль.
Рынок современного искусства — это область новых произведений искусства ныне живущих полуизвестных или известных художников. Большинство из них продается вне галерей. Торговцы в галереях очень стараются контролировать цены, держать их в секрете и даже манипулировать ими.
Новое современное искусство почти никогда не будет продаваться на аукционах, потому что тогда цены будут известны и установлены на открытом рынке. Если работа все же попадает на аукцион, то дилеры иногда участвуют в торгах, чтобы повлиять на цену. Часто они вносят в черный список коллекционера, который публично продал произведение. Если вы спросите дилеров, почему они так поступают, то они часто отвечают, что таким образом защищают художника. Они должны не допускать, чтобы рынок работ художника стал слишком горячим. Их цель — поддерживать рост стоимости, но стабильный. Это означает, что иногда дилеры вмешиваются, чтобы не допустить слишком быстрого роста цен.
В некотором смысле это удивительно. Ведь, в конце концов, дилеры зарабатывают больше денег, когда спрос на художника взлетает. Но, как и на рынке криптовалют, ценность современного искусства не основана на фундаментальных принципах. Есть некоторые особенности, которые делают произведение искусства ценным, например размер или если оно имеет много красного цвета. Но в большинстве случаев, особенно с начинающими художниками, которые могут стать знаменитыми, искусство не имеет объективной внутренней ценности. Это означает, что его цены очень хрупкие. Если цены вырастут, а затем упадут, коллекционеры могут заподозрить, что художника переоценили. В этом случае рынок их работ может рухнуть, и художник никогда больше не сможет продавать свои работы. Достаточно лишь одного непостоянного коллекционера, чтобы сделать востребованным одного художника, а затем предать его забвению, чтобы разрушить карьеру.
Дилеры манипулируют ценами на рынке, где у них есть финансовая заинтересованность, и, похоже, из этого не выйдет ничего хорошего. Но действительно ли проблема сводится к одному вопросу, на который нет ответа: действительно ли цены на искусство не имеют смысла, потому что ими манипулируют дилеры, или дилеры должны манипулировать ценами, потому что современное искусство не имеет внутренней ценности? Мало кто за пределами мира искусства заботится об ответе, потому что в мире есть более серьезные проблемы, чем богатые люди, которые слишком много платят за плохое искусство, продвигаемое теневыми дилерами.
То, что происходит с криптовалютами, в некотором смысле оправдывает дилерскую систему. Как и искусство, криптовалюта — это спекулятивный предмет «коллекционирования». Это никогда не будет жизнеспособной валютой за пределами криминального рынка, пока она настолько волатильна. Пока вы не конвертируете ее в доллары или евро, чтобы потратить, хранение криптовалюты подвергает вас большому риску. Желание иметь криптовалюту в основном сводится к спекуляциям и азарту от сбора чего-то редкого.
Стоимость криптовалют нестабильна и подвержена колебаниям. Даже одного влиятельного, но непостоянного инвестора достаточно, чтобы обвалить ее условную ценность. Недавно мы это видели на примере действий миллиардера из Tesla Inc. Илона Маска. Он всего лишь иключил биткоин из способа оплаты за электрокары из-за негативного воздействия майнинга на окружающую среду, что привело к резкому падению цен.
Между искусством и рынком криптовалют так много общего, что кажется неизбежным, что они должны пересечься. Это и произошло. Весной коллекционеры потратили миллионы долларов на не взаимозаменяемые токены (NFT), которые используют технологию блокчейн для продажи цифрового искусства.
Возможно, что криптовалюты уже долго не проживут. Спекулянты могут устать от такого рискованного и трудно предсказуемого актива. Если мир искусства нам что-то говорит, то единственный способ стабилизации цен на криптовалюту — это если биржи будут практиковать какие-то манипуляции, как это делают арт-дилеры. Правда, тогда биржи столкнутся с регулирующими органами. Ведь в отличие от редкого арт-рынка, есть мелкие инвесторы, вкладывающие деньги в криптовалюты.
Регулирование криптовалюты все еще находится в зачаточном состоянии. Трудно себе представить, чтобы Комиссия по ценным бумагам и биржам мирилась с субъектами, имеющих финансовые выгоды, манипулирующих ценами публично торгуемых ценных активов. Это означает, что инвесторы должны думать о своих крипто-активах так же, как коллекционеры думают о своих художественных приобретениях. Приятно владеть ими и говорить о них с другими энтузиастами, но большой вопрос — чего они стоят в действительности.