Еще в феврале 2022 года, многие эксперты отрасли и аналитики прогнозировали значительный рост иностранного туризма и даже предрекали достижения допандемических значений. Туризм Грузии лишь только начал оживать после завершения двухлетней эпохи т.н. «управления пандемией», как сектор оказался под ударом из-за нового кризиса. Эпоху «пандемии» сменила эпоха «войны».
Все изменилось буквально за месяц. Началась война в Украине, стартовала война санкций. Резко возросла геополитическая напряженность, вырос энергодефицит, вновь подстрадали логистические цепочки, еще больше поднялась потребительская инфляция, упали доходы и выросли цены. Конечно же, это негативно сказалось на потребительских настроениях и реальных доходах потенциальных туристов.
Если в январе-феврале 2022 года люди в Европе и в странах СНГ только и ждали возможности вновь вырваться «за границы национальных ковидариев», то уже в марте они были вынуждены резко изменить свои планы и пересмотреть приоритеты.
По данным представителей грузинской туристической отрасли, местный рынок уже столкнулся с массовой отменой бронирований туров и гостиничных номеров. До 80% отмен приходится на Украину, а также Польшу и другие страны Европейского Союза. Они напрямую связывают это с событиями вокруг Украины.
Правда, пока еще свои путешествия в Грузию продолжают планировать граждане Израиля и арабских стран Ближнего Востока. Впрочем, и этот тренд вскоре может измениться в худшую сторону. Игроки туриндустрии не склонны к оптимизму и предрекают отрасли целый год полной стагнации.
По словам директора туристической компании «BeMICE DMC» Вики Шария, сейчас фактически все брони оказались отменены и отрасль ждет год полной стагнации.
— «На фоне происходящих в мире событий туристические агентства вынуждены уже в постоянном режиме менять расценки. К примеру, это связано с подорожанием топлива. Постоянный рост цен приводит к увеличению стоимости транспортных услуг. Власти пытаются успокоить, заверяя, что пытаются рефокусировать туристические потоки. В частности, Национальная администрация туризма заявляет, что продолжает активную работу на рынке Израиля и стран Балтии. Впрочем, массового потока туристов из Прибалтики не было в Грузии даже в хорошие времена. Так, что серьезно рассчитывать на это, тем более в такое сложное время не приходиться. Сейчас все свидетельсвтует о том, что туристическую отрасль ждет год полной стагнации», — отметила Вика Шария.
Представители туриндустрии отмечают также тенденциию к трансформации рынка. На фоне геополитической напряженности резко возрос поток беженцев из Украины, а также эмигрантов из России и Беларуси. Но, конечно, их никак нельзя назвать туристами.
По словам директора туристической компании «Инвенио Тревели» Натальи Климиашвили, в основном в Грузию приехали те россияне и белорусы, которые опасаются результатов введения санкций. По ее оценкам, многие из них опасаются воинского призыва, а кое-кто просто спасает свой бизнес.
— «Нынешний поток визитеров из России и Беларуси никак нельзя назвать туристическим. Они вовсе не приехали в страну на короткое время. Наоборот. Они всячески стараются закрепиться и обосноваться в Грузии на длительный срок. С целью туризма никто из них не приезжает. Впрочем, данный поток состоит из довольно платежеспособных граждан. Мартовский поток эмигрантов на 30% — 40% состоит из белорусов и на 60% — 70% — из россиян. Причем, в основном это молодые люди в возрасте младше 40 лет. В основном они заселяются в гостиницы и апартаменты, расположенные в старом центре столицы. Данный факт повлиял на то, что за последний период стоимость недвижимого имущества, а также цены на ее аренду заметно возросла. Приехали тысячи людей и они не намерены надолго оставаться в гостинциах. Они ищут для себя дома, апартаменты и квартиры, чтобы обосноваться на долгий срок. Этим многие пользуются и завышают цены. Многие собственники жилья серьезно пострадали за два года простоя во время пандемии и сейчас пользуются сложившейся ситуацией», — рассказала Наталья Климиашвили.
Что же касается беженцев из Украины, то тут все намного сложенее. Грузинское государство пока не имеет регулятивную базу для присвоения гражданам Украины самого статуса беженца. Власти страны оказывают посильную помощь украинским туристам, приехавших еще до войны и застрявших здесь. Им бесплатно выделено ограниченное количество гостиничных номеров.
По мнению, аналитика Вахтанга Мгеладзе, в плане приема беженцев из Украины государство и международные доноры вполне могли бы взять за основу грузинский опыт т.н. «ковид-гостиниц».
— «С вынужденными переселенцами, бежавшими от войны, пока еще много вопросов. В первую очередь они адресованы к международным донорам и к т.н. «партнерам» Грузии и Украины. В частности, США выделили фонды для размещения беженцев с Украины в гостиницах Молдовы. Вполне логично предположить, что впоследствии этим же путем пойдут и в Грузии. Тем более, что в отличии от Молдовы, в Грузии есть наработанный за пандемию опыт т.н. «ковид-гостиниц» и отсутствует фактор диаметрально противоположенных оценок войны в Украине. В этом плане в Грузии как раз существует общественный консенсус. Разница заключается лишь в степени адекватности оценок, связанного с эмоциональным восприятием. Конечно же, в стране есть силы, спекулирующие на этой теме и заинтересованные в радикализации оценок. Но, в отличии от ситуации в Молдове это вовсе не является риск-фактором для комфортного и безопасного размещения беженцев с Украины», — подчеркнул Вахтанг Мгеладзе.
При этом, эксперт сделал крайне неутешительный прогноз по поводу перспектив все еще сохраняющегося туристического потока из стран Ближнего Востока.
— «Искушенная публика хорошо помнит события т.н. «Арабской весны». В прошлом десятилетии она привела к острому социальному кризису, гражданским войнам и дестабилизации во многих странах региона. Детонатором этих событий послужил дефициит и скачок цен на продовольствие, в частности на зерновые. Война в Украине и «война санкций» вокруг России автоматически запускает аналогичные процессы. Это может привести к тому, что потенциальным визитерам, даже из самых богатых арабских стран, будет уже вовсе не до туризма. Причем, в отличии от событий прошлого десятилетия, агрессия вполне может выплеснуться уже во вне. Иными словами, вполне вероятно прогнозировать конфликты между государствами стран Ближнего Востока», — отметил Вахтанг Мгеладзе.
Еще по теме:
В старом Тбилиси наблюдается ажиотажный спрос на жилье
Доходы Грузии от туризма в феврале составили свыше 100 миллионов долларов
Обнародованы неутешительные итоги работы туротрасли Грузии за 2021 год
Грузинский туризм подорожал, но доходы туриндустрии упали
Число гостиниц в Грузии сократилось более чем на треть
Туризм Грузии лишь на четверть приблизился к тому, что было до пандемии