Власти свободно могут добиться снижения потребительских цен на 30%

18.02.2024 | | | 1337

Власти свободно могут добиться снижения потребительских цен на 30%

Импортеры и дистрибьюторы считают причиной высоких потребительских цен дорогие заимствования и большие маркетинговые расходы. Они жалуются на высокие ставки банковских кредитов, но при этом считают нормальной практикой среднюю наценку в размере от 50% до 70%. Эксперты же считают, что при реальном желании навести порядок, можно свободно добиться снижения цен где-то на 30%.

По словам главы «Бизнес-ассоциации дистрибьюторов Грузии» Ивы Чкония, дорогие бизнес-кредиты ложаться тяжелым бременем на бизнес, что приводит к дальнейшему росту потребительских цен.

— «Ставка бизнес-кредитов по 13% — 15% годовых вызывает рост потребительских цен. Кроме того, важен обменный курс лари. Многие магазины закрываются из-за этих проблем. Зачастую компании терпят многомиллионные убытки. Недавно премьер выразил обеспокоенность тем, что в среднем на грузинском рынке наценка на реализуемую продукцию составляет от 50% до 70%. Но, в нее помимо процентной ставки по кредитам входят еще маркетинговые расходы и операционные издержки. Порой именно маркетинговые расходы съедают львиную долю маржи», — рассказал Ива Чкония.

Получается заколдованный круг. Рост потребительских цен напрямую увеличивает стоимость жизни, а это быстро отражается в подорожании тех же маркетинговых расходов и операционных издержек.

По мнению аналитика Вахтанга Мгеладзе, помимо импорта инфляции есть не мало сугубо внутренних причин роста потребительских цен.

— «Грузинский рынок никак не защищен от импорта инфляции. Слишком высока зависимость от импорта. При этом, глобальная инфляция пока только лишь набирает обороты. Есть также масса внутренних факторов. Среди них — чрезмерная закредитованность грузинского рынка и практика строительства финансовых пирамид в секторе сетевого ритейла. По сути в конечной цене каждого продукта лежит бремя обслуживания сразу нескольких кредитов. В стране слишком мало свободных денег и поэтому долги имеют все — импортеры, производители, дистрибьюторы, торговые сети и конечные потребители. В итоговой же реализационной стоимости суммируются расходы на обслуживание задолжености по всей цепочке. Еще одна проблема — это ритейл. Он планомерно расширяет свои филиальные сети и под предлогом большего охвата рынка постоянно ухудшает условия сотрудничества для поставщиков. Растет стоимость входного билета, наценка на товар, штрафы и т.д. Кроме того, не редки задержки по расчетам за уже реализованную продукцию, что порой вынуждает производителей и дистрибьюторов брать новые банковские займы. Фактически ритейл расширяет свои сети за счет и в ущерб конечных потребителей. Ведь, все дополнительные расходы производителей и дистрибьюторов в конечном итоге приводят к увеличению розничных цен. Причем, пока еще на цены не действует два риск-фактора — падение курса лари и рост стоимости горючего. Хотя, это вовсе не значит, что такая благоприятная ситуация сохраниться и в ближайшем будущем», — пояснил аналитик.

Он считает, что умерить темпы роста цен можно за счет политики импортозамещения, налоговой реформы и принятия жестких антимонопольных мер.

— «Во-первых страна должна постараться максимально снизить свою зависимость от импорта. Это позволит заблокировать импорт глобальной инфляции, а также уменьшить зависимость цен от колебаний курса валют. Во-вторых, зачастую импортеры изначально приобретают более дорогую продукцию. К примеру, это могут быть товары не из соседних стран, где цены на них ниже, а их транспортировка обходиться дешевле, а наоборот — из более дальних и дорогих стран. Причина — более выгодные условия поставок. Речь идет о консигнации. Так бизнес получает возможность снизить свои риски и сэкономить оборотные средства. Однако в итоге страдает конечный потребитель. Он вынужден платить за аналогичный товар просто дороже. Со всем этим властям что-то надо делать. Что-то надо делать и с политикой монополий на рынке сетевого ритейла. Потребитель не должен оплачивать их финансовые пирамиды. Было бы не плохо умерить и аппетиты банков. Только за 2023 год их чистая прибыль выросла почти на треть. Они свободно потянут дополнительный налог. Высвобожденные таким образом средства можно как раз направить на налоговую реформу. К примеру, в Германии в 2020 году ставка НДС на большинство продуктов питания для клиентов торговых сетей и посетителей объектов общепита была снижена с 19% до 7%. Мы могли бы сделать тоже самое, к примеру снизив ставку НДС с 18% до 8%. Таким образом конечные цены сразу же подешевеют на 10%. Но, одного этого конечно же мало. Нельзя позволять монополистам завозить более дорогие товары, когда под рукой есть более дешевые аналоги. Нельзя позволять им вздувать цены ради строительства финансовых пирамид. Страна только выйграет от смерти зомбиэкономики. Если они не могут выжить без пирамид, то их пора банкротить и дробить. Так, что все зависит от политической воли. При реальном желании навести порядок можно свободно добиться снижения цен где-то на 30%. Что же касается значительного снижения процентных ставок по кредитам, то получить эффект можно лишь в случае ощутимой локализации национальной экономики. Для этого потребуются такие инструменты импортозамещения, как заградительные пошлины на импорт. Только тогда финансовая система сможет позволить себе дешевые кредиты. В любом ином случае резкое снижение ставок лишь ненадолго подстегнет потребление. Но, цена этого будет слишком высока — мощный отток иностранной валюты, а затем резкое шоковое сжатие, кризис и девальвация национальной валюты», — отметил Вахтанг Мгеладзе.

Ираклий Ахалкаци

«Smart Press» в Telegram: подписаться>>>

Еще по теме:

Прибыль грузинских банков за год подскочила почти на треть

Потребительские цены вздули строители пирамид сетевого ритейла

Доходы грузинских ритейловых сетей выросли на 25%

Властям, банкам и монополиям не стоит играть с огнем

Грузия рискует напороться на шоковый рост цен

Тбилиси обогнал по ценам Москву, Киев, Минск и Санкт-Петербург