У попа была собака, он её любил. Она съела кусок мяса. Он её убил. Именно эти строки приходят на ум, глядя на очередные потуги евробюрократии и грузинской системной оппозиции.
Как известно, Европарламент недавно порадовал Грузию очередной грозной резолюцией. В ней Брюссель потребовал от Тбилиси ввести санкции против России, выпустить на свободу Михаила Саакашвили, отменить законы о т.н. иноагентах, о запрете на пропаганду LGBTQ+ и далее по списку. То есть, по большому счету – ничего нового.
В случае непослушания евробюрократия пригрозила санкциями, отменой визалиберализации, заморозкой программ финансирования и приостановкой процесса евроинтеграции. Ну, прямо развод и девичья фамилия. В ответ последовала бурная реакция со стороны грузинских властей. Прозвучали и конкретные аргументы.
— «Доля Грузии во внешней торговли России составляет всего 0,3%. Всем очевидно, что введение санкций Грузией в отношении России не могло бы оказать никакого влияния. Что же касается обратного эффекта, то в первый год у нас был бы спад на 10%. Тогда как при пессимистичном сценарии падение составило бы 18%.
Во время пандемии коронавируса экономический спад составлял всего 6,5%. И, этот спад практически остановил всю страну. А теперь представьте, что было бы при снижении на 10%, а тем более на 18%. Это бы привело к экономическому коллапсу, что создало бы все предпосылки для смены власти», — пояснил премьер-министр Ираклий Кобахидзе.
Действительно, введение санкций больно ударило бы именно по Грузии, а вовсе не по России. Страна потеряла бы относительно дешевый источник поставок продовольствия и энергоносителей. Выпали бы значительные доходы от экспорта и туризма.
Более того, Грузия оказалась бы белой вороной в регионе. Ведь, санкции к введению которых призывает евробюрократия не ввела ни одна из стран — соседей.
Между тем, февраль 2022 года и последующие за ним события, наглядно продемонстрировали, что Европейский Союз не в состоянии гарантировать ничью безопасность. За предыдущие десятилетия Грузия и так уже неоднократно обожглась, таская для кого-то каштаны из огня.
Крайне высокий уровень госдолга, а также социальный и экономический кризис, вызванный эпопеей с пандемией, вел к коллапсу. Ситуация резко изменилась в 2022 году. Стартовала репатриация капитала из России, начался приток сотен тысяч мигрантов из России, Украины и Беларуси, вырос реэкспорт, а в сторону грузинского транспортного коридора были перенаправлены важные транзитные потоки.
В итоге вместо ожидаемого усыхания грузинская экономика вдруг резко ожила, демонстрируя удивительные темпы роста. Так системная оппозиция и их иностранные кукловоды остались у разбитого корыта.
Однако упрямству европейской неолиберальной братии и их местных политических банкротов нет предела. Они не хотят принять очевидное и своим упрямством еще больше отталкивают от себя. Спустя два года они продолжают крутить ту же заезженную пластинку. Только одни с высоких трибун, а другие в формате бродячего цирка.
К примеру, на 20 октября в грузинской столице анонсированы новые евроакции. Их итогом станут неудобства для обычных граждан. Ведь возникнут пробки, которые приведут к проблемам с передвижением.
Понятно, что деятели системной оппозиции всем этим лишь настраивают против себя и своих хозяев. Но, они слишком заняты самими собой, чтобы принимать все это во внимание. Акторы политического цирка слишком далеки от реалий, а тем более от проблем и чаяний народа.
Редкие здравые голоса в стане прозападных интеллектуалов тут же забивает безумный хор ретрансляторов трендовых мантр и модных нарративов. Этим ребятам думать не положено. Поэтому им не дано понять то, что нынешняя Антиевропа — это совсем не та Европа куда когда-то стремилась Грузия. Впрочем, не только одна лишь Грузия.
Двадцатые годы двадцать первого века наглядно продемонстрировали, что король-то — голый. Нынешней Европе уже просто нечего предложить Грузии. Отсюда истерика и пустые угрозы. Да, многие грузинские толстосумы рискуют лишиться своих европейских заначек. Не секрет, что у многих там есть недвижимость, счета, активы. Многим из них еще предстоит понять, что невозможно сохранить то, чего попросту уже нет.
Что же касается Европы и Грузии, то отношения, конечно, продолжаться. Тем более, что сегодня Грузия больше нужна Европе, чем Европа нужна Грузии. Другое дело, что Грузии уже нет резона рваться в Европу, чтобы потом в ущерб себе следовать строгой евродисциплине.
Зато торговать и обеспечивать транзит можно. Правда, Грузии выгодно продавать и транспортировать дороже, а Европе выгодно ровным счетом все наоборот. В общем, грузинско-европейский роман о большой и чистой любви не удался. Видно не судьба.
Чего греха таить? К отказу от европейской мечты совершенно не готовы представители крупного бизнеса, системной оппозиции и даже власти. И, это несмотря на то, что официальный Тбилиси и Брюссель давно перешли в режим обмена любезностями. Человеку вообще свойственно ошибаться и питать себя напрасными иллюзиями. Всегда хочется верить в хорошее. Но, вскоре ее величество реальность расставит все точки над «i».
Мир уже вошел в фазу фрагментации и войны всех против всех. Точка невозврата давно пройдена. Глобальная система миропорядка посыпалась. Мировая финансовая система замерла в ожидании коллапса. Нет, это никакой-то там ужастик, а просто суровая реальность. Нет смысла врать самим себе. Данность надо принимать такой, какой она есть.
Есть ли перспектива у Грузии в новой реальности? Да, есть. Ее формула кроется в проведении сбалансированной, многовекторной и нейтральной политики. От Запада и Севера Европы нас отделяют еще страны Южной, Центральной и Восточной Европы. А у них свои функции и интересы.
Даже чисто географически Западная и Северная Европа слишком далеки, чтобы быть для Грузии партнерами. Это больше клиенты, а с клиентами, как известно надо быть вежливыми, но держаться на дистанции. Впрочем, то же самое касается и далекого Китая. И, забудьте про Америку. Ей уже давно не до Грузии, а вскоре будет и не до Европы.
У Грузии впервые за несколько столетий появляется важная глобальная функция. Это функция нейтрального транспортного, логистического и финансового хаба. Для этого требуется равноудаленность от двух пока еще только формируемых глобальных проектов. Условно говоря — это западный и азиатский проекты.
Кроме того, нужно учесть интересы хозяев новых мировых торговых путей и крупных региональных держав. Только они могут обеспечить работу и гарантии безопасности подобного хаба. В случае с Грузией такими державами являются Турция и Россия. С географией не поспоришь.
Вахтанг Мгеладзе, специально для «Smart Press»
«Smart Press» в Telegram: подписаться
Еще по теме:
Грузия может стать уникальным мостом между двумя глобальными проектами