Китай присматривается к проекту глубоководного порта в Анаклия
Китай заинтересован во всех инфраструктурных проектах, осуществляемых в Грузии. В их числе и строительство первого грузинского глубоководного порта в Анаклия. Об этом заявил чрезвычайный и полномочный посол Китая в Грузии Чжоу Цзянь, выступая на конференции на тему: «Десятая годовщина инициативы «Один пояс, один путь», путь модернизации Китая, возможности развития китайско-грузинских отношений», проходившей в Тбилиси.
— «В целом инфраструктурные проекты «Один пояс — один путь» и «Средний коридор» являются предметом приоритетного интереса со стороны китайских компаний. Китайские компании и предприятия заинтересованы во всех инфраструктурных проектах инициативы «Один пояс – один путь» и «Среднего коридора». Если будут хорошие условия, то у китайских компаний не будет проблем подключиться к строительству порта Анаклия, или к другим инфраструктурным проектам», – отметил посол КНР.
При этом китайский дипломат подчеркнул, что реализация крупных инфраструктурных проектов на территории Грузии одинаково выгодна, как Китаю, так и Европе.
— «Грузия и Китай — независимые страны, и мы имеем право выбирать, кто будет нашим партнером, а кто — нашим стратегическим партнером. Я хочу, чтобы все обратили внимание на тот факт, что между Китаем и Европейским Союзом существуют стратегические и всеобъемлющие отношения. Без Китайской Народной Республики и Европейского Союза «Средний коридор» не был бы успешным, потому что в случае со «Средним коридором» важна логистика как раз между Китаем и Европой. Ведь, потребительским рынком продукции, производимой в Китае, является Евросоюз. Это означает, что без поддержки КНР и ЕС «Средний коридор» не смог бы добиться успеха. ЕС активно работает в «Среднем коридоре», и я думаю, что это важная платформа для сотрудничества между Китаем и Европой. «Средний коридор» важен именно с точки зрения логистического соединения Китая и Евросоюза. Хотя, он важен не только в плане логистики, но и в направлении развития туризма. Этот коридор очень важен для процветания Грузии в будущем. Причем, он не является вспомогательной дорогой к «Северному коридору», а выполняет важную функцию диверсификации маршрутов», — заявил Чжоу Цзянь.
Следует отметить, что премьер-министр Грузии Ираклий Гарибашвили выступая на китайско-грузинском бизнес-форуме, проходившем в Китае, в июле 2023 года, призвал китайских инвесторов подключиться к строительству глубоководного порта в Анаклия. Тогда же было объявлено о переходе отношений между Грузией и Китаем на уровень стратегического партнерства.
Примечательно, что активное участие Китая в проекте строительства порта в Анаклия критикуют представители грузинской «системной оппозиции». Ее представители опасаются того, что на «Форуме Шелкового пути», запланированного в Тбилиси, на конец октября 2023 года, грузинские власти объявят о начале строительства порта Анаклия вместе с партнерами из КНР. Они считают, что это станет катастрофой, так, как глубоководный порт нужен не только для торговых отношений, а еще имеет политическое значение и стратегическую функцию. Оппозиционеры утверждают, что таким образом Тбилиси шантажирует и торгуется с Европейским Союзом. Впрочем, с представителями политбомонда не согласны многие предприниматели и эксперты.
По мнению владельца компании «Caucasus Road Project» Пааты Трапаидзе, сейчас в мире идет война за контроль над торговыми путями и наступает отличное время для того, чтобы Грузия обрела важную функцию.
— «Мы находимся в такой ситуации, что должны наконец-то обрести свою функцию. Я помню диалог из кинофильма «Дата Туташхия». В нем наши — грузинские мыслители говорили о том, что мы нация, оставшаяся без функции. Хотим мы того или нет, но мы просто обязаны получить какую-то функцию. Чем больше функций у нас будет, тем больше состоится наша страна. Пока мы находимся лишь на пути к построению состоявшегося государства. Нам нужно понимать глобальные процессы и учитывать мировую экономическую ситуацию. Сегодня идет настоящая война за контроль над торговыми путями. Надеюсь, что европейцы и китайцы создадут коридор, проходящий через нашу страну. Именно это обеспечит Грузии стратегическую функцию», — отметил Паата Трапаидзе.
С его мнением согласен и аналитик Вахтанг Мгеладзе. Он считает, что сейчас Грузии выпал уникальный шанс — извлечь максимум выгоды из торговых войн и геополитической напряженности.
— «Источники истерики вокруг сотрудничества Грузии с Китаем по сути осуществили самолюстрацию. Что значит шантаж? Почему грузинская сторона не вправе торговаться и выбирать себе партнеров? В интересах своей страны все средства хороши. Шантаж — не исключение. Это большая политика, детки. Может быть некоторые грузинские политики забыли, чьи интересы они представляют? Может они служат не Грузии, а какой-то другой стране, или просто «напутали под каким флагом выступают». Пусть определяться. Они вообще грузинские политики? Сейчас вовсе не Европейский Союз нужен Грузии, а наоборот — Грузия нужна Европейскому Союзу. Не воспользоваться таким положением вещей — преступление перед нацией, страной и будущими поколениями», — подчеркнул эксперт.
— «Сейчас мир переживает закат эпохи глобализации, стартовавшей во второй половине ХХ-го века. Полным ходом идет процесс фрагментации. Ведутся торговые войны. Вооруженные конфликты и санкции — всего лишь инструменты борьбы за контроль над торговыми путями. Грузии в этой конфигурации необходимо сохранить нейтральный статус. Иначе страна просто не выживет. Мы не должны позволить превратить нашу страну в полигон, или в слепое оружие в чьих-то руках. В складывающейся конфигурации у Грузии есть возможность стать мостом между Европой и Азией. Причем, это имеет обоюдоважное значение для обоих глобальных проектов. Для Грузии крайне важно сохранить равноудаленность, как от КНР, так и от ЕС. Именно в этом заключается ценность такого моста», — отметил аналитик.
— «Мир стоит на пороге эскалации напряженности во всем Азиатско-Тихоокеанском регионе. Детонатором может послужить конфликт вокруг Тайваня. Все морские пути в этом крупнейшем регионе могут быть надолго парализованы. Пойдут в ход и различные санкции. Многие сухопутные транспортные коридоры также могут оказаться заблокированы. К примеру, в отношении России уже действуют международные санкции. Это заставило многие страны отказаться от ее транспортных коридоров. Но при этом, саму международную торговлю никто не отменял. Всем нужны рынки сбыта, продовольствие, техника, иные товары, а также сырье и энергоносители. Выходом для многих может стать коридор, проходящий через Грузию. К нему уже активно подключаются страны Средней Азии. Не за горами более активное вовлечение грузов, а также логистических центров стран Ближнего и Дальнего Востока. С Запада также есть большой интерес. Европа может получать и отправлять грузы по Черному морю, а также сухопутным путем — уже через соседнюю Турцию. Кстати, в этой конфигурации, страны Южной и Восточной Европы также становятся важными транзитерами», — пояснил Вахтанг Мгеладзе.
«Smart Press» в Telegram: подписаться>>>
Еще по теме:
В Пекине подписан меморандум о стратегическом партнерстве между Грузией и Китаем
Грузия и Китай переходят в режим стратегического партнерства