Бумажный дракон

02.10.2024 | | | 1412

Бумажный дракон

За последнее время китайская активность приобрела довольно интересную специфику. Чем больше вникаешь в детали, тем больше возникает новых вопросов. Китайский капитал анонсировал массу проектов в Грузии. Но, в реальности пока ничего из этого толком не видно.

Одной из свежих инициатив китайской стороны было создание автохаба по продаже подержанных автомобилей китайского производства. Его хотели прописать свободной экономической зоне в Кутаиси. В КНР почему-то посчитали, что в Грузии все ждут явления на рынок их продукции.

Впрочем, оптимизм китайских автодилеров не разделили их грузинские коллеги. Они обратили внимание на то, что китайские бизнесмены не разбираются в специфике работы в Грузии и вообще не понимают, как вести дела в регионе. Выяснилось, что вся ставка китайского бизнеса делается на госсубсидии, щедро выделенные им на стимулирование автоэкспорта.

При этом, китайская сторона пытается снять с себя ответственность за свою продукцию. Речь идет об обязательствах технического обслуживания по сути новых автомобилей, которые просто проводятся как подержанные. Что уж тут говорить о скидках и капвложениях в продвижение продукции на новом рынке. К такому разговору китайский автопром оказался вообще не готов. В КНР почему-то решили, что их продукцию знают, ждут и чуть ли не стоят за ней в очереди. На деле оказалось все наоборот.

Сейчас продукция китайского автопрома не выдерживает конкуренции с автомашинами европейских, японских и американских производителей. Ведь, ее попросту еще не знают. Неизвестно кто сможет ее чинить, где доставать детали, насколько она надежна, каковы ее слабые и сильные стороны. Слишком много вопросов.

Впоследствии выяснилось, что китайский бизнес не торопиться даже с открытием авторынка, а об инфраструктуре и говорить не приходиться. Имеются ввиду профилактики, центры техобслуживания, подготовка местных специалистов, организация поставок деталей и т.д.

В своем недавнем интервью агентству «BPN» чрезвычайный и полномочный посол Китая в Грузии Чжоу Цзянь (Zhou Qian) удивил еще больше. Оказалось, что вся грядущая активность китайского автопрома пока лишь сводиться к платформе электронной коммерции. По всей видимости в Поднебесной считают, что этого будет вполне достаточно для выхода на грузинский рынок.

— «Многие китайские компании, занимающиеся логистикой и электронной коммерцией, посетили Грузию и проявили интерес к рынку подержанных автомобилей. Некоторые китайские компании изучают возможность приобретения платформы электронной коммерции для сбыта подержанных автомобилей в Грузии. В будущем, благодаря преимуществам свободной индустриальной зоны в Грузии появится больше возможностей для торговли подержанными автомобилями. Это удовлетворит потребности не только Грузии, но и рынков Южного Кавказа и Центральной Азии», — заявил китайский дипломат.

Да, грузинский авторынок уже многие годы является своеобразным региональным торговым хабом подержанных иномарок. Поэтому вполне резонно, что в будущем к ныне существующей линейке добавится и продукция китайского автопрома. Но, для этого требуются весь спектр соответствующего сервиса и конкурентные условия.

Приезжая в Грузии за подержанными автомобилями покупатели из стран Южного Кавказа и Центральной Азии знают, что их тут ждет приемлемая цена и полный пакет обслуживания. Автомобиль легко отремонтировать и достать нужные детали. На месте без проблем можно провести всю предпродажную подготовку.

Как раз всего этого не хватает китайским автомобилям. Без этого же ехать в Грузию за китайскими автомобилями просто не имеет смысла. Элементарно, с учетом логистики, китайские машины дешевле привезти прямо из Китая в страны Южного Кавказа и Центральной Азии, чем везти их в Грузию, а уже потом развозить по странам региона.

Всем этим и объясняется сравнительно низкий объем импорта китайских автомобилей. За первые 8 месяцев 2024 года было ввезено всего лишь 1.797 автомашин китайского производства, на сумму в 27.700.000 долларов. Для сравнения, в целом за этот период в страну было импортировано 125.000 автомашин на сумму в 2 миллиарда долларов.

Говорить о какой-либо активности китайского капитала сейчас вообще просто смешно. Прямые инвестиции из КНР за всю первую половину 2024 года составили скромную сумму в размере 14.430.000 долларов. Китай не вошел даже в TOP-10 стран — инвесторов. Китайская доля в общем объеме прямых иностранных инвестиций не дотянула даже до 2%.

При этом, именно Грузия, а вовсе не Китай является экономическим донором. За первые 7 месяцев 2024 года грузинский экспорт в КНР составил 175.700.000 долларов, а импорт достиг отметки 880.200.000 долларов. Тем самым, отрицательное сальдо в торговле Грузии с Китаем равно 704.500.000 долларам. Именно столько валюты только лишь за семь месяцев 2024 года Грузия принесла китайской экономике.

Примечательно, что в общем объеме грузинского экспорта превалирует сырье. В основном это золото и медь. Между тем, импорт представлен готовой продукцией, с высокой добавочной стоимостью. Более того, практически три четверти грузинского экспорта пришлось на золото в различной форме — то есть опять же на валюту. Но только уже не на фиатную валюту, а на самую, что ни на есть настоящую.

Памятником пассивности китайского капитала является долгострой в самом центре грузинской столицы. Это проект гостиницы от «Hualing Group», на месте здания Минэкономики. Эпопея с ней началась еще в далеком 2015 году. Сейчас сроки завершения проекта отложены уже на 2026 год. Посмешище, да и только.

До сих пор пробуксовывает целый ряд и других проектов. К примеру, договор по поводу глубоководного порта в Анаклия, несмотря на всю шумиху вокруг него, до сих пор так окончательно и не подписан.

Что же касается развития новых логистических связей, то и там пока не видно каких либо особых подвижек. Речь идет о морских контейнерных перевозках и мультимодальном сухопутном коридоре, включающего в себя железнодорожные и автомобильные перевозки грузов. Да, объемы транзита растут, но в реальных цифрах все это пока не более чем тестирование.

Весьма скромные достижения подтверждает в интервью агентству «BPN» и посол Китая в Грузии. По его словам, в первой половине 2024 года компанией «China Railway Express» по маршруту «Среднего коридора» было осуществлено лишь 111 отправлений грузов.

Несмотря на фобии и бурные фантазии грузинской системной оппозиции, грузинское государство пока не получило от КНР ни одного льготного кредита. Даже ряд крупных инфраструктурных проектов, выполняемых китайскими подрядчиками не были профинансированы донорами из Китая.

Таким образом, вся широко разрекламированная и активно демонизируемая активность китайского дракона, на поверку оказалась не более, чем пустым шумом. Дракон оказался бумажным. По крайней мере, пока.

Вахтанг Мгеладзе, специально для «Smart Press»

«Smart Press» в Telegram: подписаться

Еще по теме:

Китайский автопром споткнулся об Грузию

В Кутаиси откроется рынок подержанных китайских автомобилей

Посол КНР: Грузия может стать важным региональным центром

Китай, Казахстан, Азербайджан и Грузия создадут железнодорожный консорциум

Китайские инвестиции пока остаются на минимуме

Китайский долгострой меняет легенду

Порт Анаклия доверят китайскому капиталу

Обнародована география грузинского автоимпорта

Китай выкачивает золото и валюту из Грузии