Трехкратный рост цен на бытовую технику отложен на сентябрь
25.06.2021 | Общество | 519
Вступление в силу нового технического регламента для всех устройств, работающих на природном газе отсрочены до 01 сентября 2021 года. Новый регламент должен был вступить в силу уже с 01 июля 2021 года. Однако после активного протеста участников рынка, власти и бизнесс пришли к компромиссу и новые регуляции были отложены на 2 месяца. Решение об отсрочке было принято на основе постановления Правительства Грузии за №303, от 24 июня 2021 года «О внесении изменений в постановление Правительства Грузии за №84, от 06 февраля 2020 года».
Тем самым, с 01 сентября на грузинском рынке можно продавать лишь то, оборудование, которое соответствует нормам нового регламента. Речь идет о системах отопления и горячей воды, газовых печах, обогревателях и комплекутющих к ним. Сейчас на грузинском рынке просто нет продукции, которая соответствовала бы стандартам новых регуляций.
— «Ни бизнес, ни потребитель пока не готов к новым стандартам. Более того, в случае если вхождение в силу новых регуляций не будет отсрочено, то на потребительском рынке просто не будет данной продукции. Возникнет дефицит. Что же касается продукции соответствующей новым регуляциям, то она элементарно гораздо дороже. Конечно, рано, или поздно, она дойдет до конечного потребителя, но по цене в 2-3 раза дороже, чем та, которая сейчас представлена на рынке», — отмечают бизнесмены.
— «Первое, что болезненно отразиться на населении — это значительный рост цен на продукцию. В частности товар, рассчитанный на средний сегмент, например нагреватель воды, обойдется в 2-3 раза дороже. Дело в том, что в соответствии с новым регламентом, компании — импортеры должны представить т.н. декларацию соответствия, которая отвечает стандартам Европейского Союза. Все это связано с расходами и с бюрократическими процедурами. То есть компании — производители техники должны будут пройти целый ряд процедур, на что может потребоваться до 9 меясцев», — заявила юрист компании «Термо центр» Софо Меканаришвили.
Аналогичные трудности связаны и с ввозом отдельных комплектующих. С их сертифицированием по евростандартам все еще сложнее. Компании — производителям просто будет не выгодно лезть в «бюрократическое болото» ЕС из-за каждой мелочи. В результате пострадает сегмент сервис обслуживания, а уже существующие гарантийные обязательства просто окажутся в подвешенном состоянии.
— «Согласно новым регуляциям обязательно представление деклараций соответствия, отвечающим стандартам Европейского Союза по каждой запасной детали. Такой практики нет ни в одной стране. Мы берем на себя гарантийные обязательства, которые рассчитаны на несколько лет. Получается, что мы просто уже не сможем завозить запчасти. Компании — производители прямо нам сказали, что оформлять сертификаты в ЕС на каждый отдельный шуруп никто ради нас не будет. Это приведет к нарушению тысяч гарантийных обязательств. В итоге пострадают рядовые потребители», — объяснила Софо Меканаришвили.
Еще одна проблема для бизнеса — это уже существующие складские запасы, а также та продукция, которая уже заказана, оплачена и находится сейчас в пути. После консультаций с агентством по надзору выяснилось, что после вхождения в силу новых регуляций будет не возможно не только ввезти, заказанную продукцию, а даже реализовать уже импортированный товар, находящийся в сети и на складах. По оценкам бизнесменов речь идет о продукции на сумму в десятки миллионов лари.
По словам начальника дилерского департамента компании «Кебули климати» Тенгиза Гоголашвили, подобных «драконовских регуляций» нет ни в одной стране мира и фактически имеет место искусственное вытеснения с рынка более дешевых товаров. — «Регуляции касаются не только импорта и розничной торговли, но и сервисного обслуживания товаров уже давно введенных в эксплутатацию. Мы обратились в официальное представительство немецкой компании «Bosh» в Грузии, и в главный офис итальянской компании «Ferroli». Там нам сообщили, что нигде нет практики оформления отдельных деклараций соответствия ни на сам агрегат, а на запчасти и комплектующие к нему. С подобными же запросами к производителям обратились и наши коллеги. В «Siemens», «Ariston» и «Celsius», им ответили ровно тоже самое.
Соответвенно, вскоре все участники рынка будут уже не в состоянии осуществлять гарантийное обслуживание, ремонт и обеспечение запчастями уже проданного, смонтированного и введенного в эксплутацию оборудования. Причем, речь идет не только о частных домохозяйствах, но и о родильных домах, больницах и клиниках, детских садах, школах и прочих важных объектах гражданской инфраструктуры. Иными словами из-за отсутствия какой-то детали, стоимостью в 100 лари, придется останавливать всю систему центрального отопления, демонтировать ее, а затем покупать и устанавливать уже новую — более дорогостующую систему. Не думаю, что потребители к этому готовы. А тем более к этому совсем не готовы школьники и воспитанники детсадов, а также пациенты больниц и клиник», — отметил Тенгиз Гоголашвили.
— «Грузинский рынок совершенно не готов к подобным нововведениям. Они неминуемо приведут к коллапсу. Их можно было бы вводить лишь в том случае, если бы грузинская экономиика стала бы сопоставима, напрммер с немецкой экономикой. Если сегодня цена котла, мощностью 24W из сегмента даже дорого премиум-класса составляет 2.000-2.500 лари, то после ввода новых регуляций подобная техника будет стоить уже не менее 6.000-7.000 лари. Кроме того, это приведет к тому, что т.н. колонки для нагрева воды, которые абсолютно безопасны в эксплуатации и стоят где-то 500-600 лари, вообще исчезнут с рынка», — подчеркнул представитель компании «Кебули климати».
— «Европа давно уже занимается стандартизацией технических параметров газового оборудования. Напримрер существеут требование наличия в оборудовании т.н. «D&D модулей». Но Европа шла к этому поэтапно — шаг за шагом. В немецкой компании «Bosh» и в итальянской компании «Ferroli» нам рассказали, что до этого власти и регуляторы 5 лет вели консультации с инженерами и бизнесом. Ведь, помимо сугубо социально-экономической ситуации в Грузии, которая никак несопоставима с ситуацией в той же Европе, есть еще и иная специфика. В Европе в отличии от Грузии широко распространены централизованные системы отопления и снабжения горячей водой. То есть существует единая централизованная система, которая обеспечивает целый квартал, или отдельный жилой комплекс, что дает меньшую нагрузку на бюджет в плане единовременных капзатрат на приобретение и монтаж оборудования. В Грузии такого нет. Население обеспечивает себя автономно. Каждый приобретает технику сам и эксплуатирует ее в индивидуальном порядке», — заявил он.
По его словам, за пандемические — 2020 — 2021 годы, товары и без того сильно подорожали. — «Виной этому — падение курса лари, глобальная инфляция, разбалансировка рынков и логистических цепочек, рост цен на транспортировку, сырье и много других факторов. Грузия не помнит таких дорогих цен. Причем все это происходит на фоне резкого падения покупательской способности и доходов основной части насления. Грузии вообще сейчас не время заниматься вводом каких-то заумных регуляций, разведению лишней бюрократии и повышением цен. Сама Европа годы шла к этому, а от нас сейчас требуют, чтобы мы прямо со старта залетели в высшую лигу», — отметил Тенгиз Гоголашвили.
Напомним, что введение новых стандартов и регуляций напрямую связано с обязательствами, взятыми страной по итогам подписания договора «Об ассоциации Грузии с ЕС». Он был оформлен между сторонами еще в 2014 году.
По словам грузинского аналитика Вахтанга Мгеладзе, помимо общеизвестной — т.н. «парадной части», документ включает в себя более сотни страниц приложений. — «Только представьте себе: более сотни страниц приложений к договору представляют собой только лишь перечень тех нормативов, конвенций и регуляций, выполнение которых обязалась взять на себя Грузия, подписав данный договор. Причем, большая часть обязательств, которые взяла на себя Грузия не распространяется на многие страны — полноправные члены ЕС. Сам договор активно обсуждался в публичном пространстве. Тогда, как содержание приложений, как бы осталось за кадром. Поэтому «сюрпризов», подобных тому, что сейчас происходит с рынком бытовой газовой техники будет еще много», — отметил эксперт.
— «Лично я еще в 2014 году с площадок СМИ пытался обратить внимание на «подводные камни» в этом договоре. Ведь многие условия обязательств для Грузии элементарно не выгодны. Их выполнение крайне болезненно для страны, как в социальном, так и в макроэкономическом плане. Но, царящая тогда эйфория и всеобщее поклонение «священной корове» в лице ЕС затмило скучную детализацию. Вспомните хотя бы, как «мечтатели» и «националы», спорили друг с другом о том, кто из них в большей степени привел страну к «евроассоциации». Более того, тогдашний президент Георгий Маргвелашвили — с одной стороны и тогдашний, а сейчас уже и нынешний премьер Ираклий Гарибашвили — со второй стороны, даже столкнулись на почве того — кто будет позировать на подписании «сакрального договора». Конечно, тут всем было уже не до конструктивной критики и детального изучения пачек документов», — поделился грузинский евроскептик.
— «Тут важно понимать, что договор «Об ассоциации Грузии с ЕС» — это как раз в меньшей степени политический документ. По существу — это договор сугубо торгово-экономического характера. Поэтому подходить к нему нужно было именно соответствующим образом — сугубо прагматично. Сначала необходимо было изучить все детали обязательств, проанализировать текущую ситуацию и возможные риски, а также провести консультации с участниками рынков. После этого нужно было торговаться, торговаться и еще раз торговаться. Ведь, договор на то и договор, чтобы учитывать интересы обоих сторон. Интересы партнера, кем бы он ни был — это вовсе не истина в последней инстанции. Европейцы заложили в него по максимуму все, что только может быть выгодно их производителям и финансовым институтам. Бюрократы Евросоюза поработали отлично. Да, и в конце концов, они же не обязаны защищать интересы Грузии. Они то как раз представляют не Грузию, а ЕС. В этом плане нашим бюрократам у них есть чему поучиться. Пока весь грузинский политический класс находился в «евроэйфории», а медийная шумиха рисовала радужные перспективы, они протащили все, что только могут выжать из Грузии», — подчеркнул Вахтанг Мгеладзе.
Следует отметить, что согласно официальным данным «Грузстата», ежегодно на грузинском рынке бытовой газовой техники в среднем реализуется до 50.000 котлов центрального отопления и 120.000 нагревателей горячей воды. Продукция представлена в различных ценовых сегентах и включает в себя товары многих из стран — производителей. Товары европейского производства, как правило относятся к ценовой линейке премиум-класса. Продукция турецких и азиатских производителей входит в средний ценовой сегмент, а товары ряда азиатских производителей к т.н. бюджетному ценовому уровню — эконом-класса. С учетом специфики внутреннего рынка и реальной платежеспособности потребителей, основной спрос приходится как раз на более дешевые товары — среднего и экономичного ценовых сегментов. К таковым примерно относится, 3/4 из 120.000 реализованных за год нагревателей горячей воды.
По теме:
Грузии грозит дефицит и трехкратный рост цен на бытовую технику