Доходы грузинских коммерческих банков по линии конвертации валют утроились. Суммарная прибыль банковского сектора от валютных операций составила 327 миллионов лари. Об этом свидетельствуют данные Национального Банка Грузии (НБГ) за первую половину 2022 года.
Для сравнения, прибыль банков за счет конвертации валют за VI месяцев 2021 года составляла более чем в три раза меньшую сумму — 101 миллион лари. Причем, впервые резкий скачок доходности банков от конвертации валют был зафиксирован еще в 2021 году. Тогда годовой прирост прибыли от валютных операций составил астрономический показатель — 1.400%. За весь 2021 год банки заработали на обмене валют 301.200.000 лари.
Следует отметить, что рост доходности банков от валютных операций происходит на фоне укрепления национальной валюты. В 2022 году курс лари проделал длинный путь с отметки в 3,1 лари за доллар — до 2,8 лари за доллар.
Впрочем, лари потяжелел только лишь в плане обмена на другие валюты. Тогда, как его реальная покупательская способность упала. В стране наблюдается рекордный рост потребительской инфляции, растут цены на товары первой необходимости, проводовольствие, энергоносители, тарифы, коммунальные и иные платежи. Согласно целому ряду оценок, годовая потребительская инфляция находится на отметке в 30% годовых.
Безусловно, это является «импортной инфляцией», которая стала итогом глобальных процессов, но жить от этого не легче. На фоне резкого укрепения курса лари, инфляция еще более болезненна для той части населения, которая зависит от зарубежных валютных поступлений.
Речь идет о гражданах, имеющих валютные заработки, а также о сотнях тысяч граждан, чьи родные и близкие живут и работают зарубежом, и присылают им материальную помощь. Рост цен на фоне обесценивания иностранной валюты встречает все большее недовольство со стороны этой части населения.
Вызывает много вопросов и сам процесс установления курса лари. По мнению аналитика Вахтанг Мгеладзе, курс национальной валюты — это итог картельного сговора между властями, регулятором и банками, и именно этим объясняются их рекордные доходы от обмена валют.
— «Сам процесс установления курса лари крайне сомнителен. К торгам в системе «Bloomberg» допущены лишь несколько «придворных» банков. Никаким сторонним игрокам в системе «Bloomberg» операции с лари просто не нужны. Объем оборота валюты, необходимый для фиксирования курса смехотворно низок. На внутренем валютном рынке тоже все довольно просто. Основная денежная масса не выходит за пределы бюджетного сектора и монополистов, тесно аффиллированных с «придворными» банками. Так можно легко «нарисовать» любой курс. Просто раньше игра шла на понижение — в среднем на 10% в год. Этой разницей покрывалась дыра в бюджете и в платежном балансе. Но, с 2021 года, была избрана уже обратная тактика», — отметил Вахтанг Мгеладзе
Примечательно, что в целом же за первую половину 2022 года грузинские коммерческие банки уже заработали 4.060.000.000 лари. Большая часть поступлений на сумму в 3.360.000.000 лари представляют собой доходы от обслуживания кредитов. Тогда, как на иные доходы и комиссионные пришлось еще 705.000.000 лари. По сравнению с показателями первой половины 2021 года, доходы банков выросли на 16%.
Напомним, что суммарные поступления грузинской банковской системы за 2021 год составили 5.970.000.000, что на 22% превысило аналогичный показатель 2020 года. При этом, чистая прибыль грузинских комбанков за 2021 год побила все исторические максимумы. Суммарная чистая прибыль всех 14 комбанков составила сумму в размере 2.080.000.000 лари. Эта сумма заметно превысила как показатели первого пандемийного — 2020 года, так и последнего допандемийного — 2019 года. Более того, подобного результата никогда вообще не наблюдалось за все предыдущие годы.
«Smart Press» в Telegram: подписаться>>>
Еще по теме: