Клуб «Dust», кафе «Gudi», бар «Prinz», ресторан «Tao» — это лишь малый перечень тбилисских объектов досуга и общепита, «приказавших долго жить» буквально за последний месяц. Причины фиаско — самые разные, но есть то, что их объединяет. Все они проекты «славянского бизнеса».
Пожалуй, самая показательная история приключилась с пространством «Dust». Оно появилось на свет осенью 2022 года. Проект протянул считанные месяцы и с треском лопнул в августе 2023 года. Первые же слухи о кончине «Dust» просочились в июне 2023 года. Рассказывали, что клуб работает с огромными долгами и на последнем издыхании.
— «Случилась банальная грузинская жестокость. С нами не перезаключили договор на новую компанию, хотя действующий договор был заключен на 3 года и до этого он перезаключался уже дважды», — пожаловались на превратности судьбы в администрации «Dust».
Вот она значит какая: «банальная грузинская жестокость». На деле же, горе-клуб вновь попытался ввести в дело очередного партнера и переоформить все уже на третье по счету общество с ограниченной ответственностью. Третье юрлицо менее чем за год. Не многовато ли?
В третий раз владельцы помещения уже не пошли клубу на встречу. Конечно, они имели на это полное право. Арендаторы сами решили расторгнуть договор. Вероятно, владельцы помещения решили, что контракт не стоит им «головной боли».
Дело в том, что при каждом перезаключении договора представители «залетного бизнеса» платили со скрипом, да еще оставляли за собой массу «хвостов» и кучу недовольных. В их числе прежние партнеры, вылетевшие из дела, а также сотрудники, заемщики, поставщики и подрядчики. И, вот с третьей попытки «карусель» дала сбой.
На «славные подвиги славянского бизнеса» все чаще стали жаловаться и представители профессионального сообщества. Среди них дистрибьюторы и работники местного общепита. Целый ряд объектов уже схлопнулись, так и не расплатившись по счетам.
Некоторые представители «залетного бизнеса» просто бежали из страны, оставив после себя многочисленные долги. В ряде случаев «расхлебывать кашу» пришлось грузинским сотрудникам и партнерам. Ведь, кто-то не получил деньги за аренду, кому-то не оплатили услуги, или поставки, не говоря уже задолженностях по зарплатам и займам.
Большое нашествие «славянского бизнеса» стартовало в Грузии в 2022 году. Вместе с потоком славянских эмигрантов, профессиональные участники рынка развлечений и общепита России и Украины, а также авантюристы всех мастей, ринулись в Тбилиси и Батуми. Как грибы после дождя в стране начали открываться сотни новых заведений — клубы, бары, кафе, рестораны, коворкинги, различные многофункциональные пространства и т.д.
Вместе с «залетным бизнесом» в страну перекочевали и правила игры, присущие российскому и украинскому рынку. Они начали вести дела по своим понятиям, образу и подобию. Расплодились и всевозможные «карусели». Во многих случаях все сводилось к «поискам большего дурака», как среди потребителей, так и партнеров.
Но, к удивлению «великих комбинаторов», в грузинских реалиях все их рабочие схемы и гениальные планы забуксовали. Яркие «мыльные пузыри» и «карусели» довольно быстро стали схлопываться. Они не учли местную специфику, менталитет, особенности рынка и системы.
Все дело в том, что в отличии от россисйких и украинских коллег, за последние 20 лет грузинский бизнес получил «прививку». Одной из форм «вакцинации» стало порой прямое и жесткое вмешательство со стороны государства. Вторым фактором стало засилье банковской системы. По сути, власть и банки почти полностью искоренили бизнес-практику «свободного рынка» в стиле 1990-ых годов.
Успешной трансформации способствали и местные особенности. В отличии от внушительных рынков России и Украины, грузинский рынок довольно мал. Добавьте к этому горячий кавказский нрав, системный подход, а также быстрое распространение информации благодаря небольшому числу игроков и скромному количеству населения. Эффект гарантирован.
Для России и Украины просто непостежимы практики процессуальных сделок и системное внедрение агентов-провокаторов для выявление махинаторов и аферистов в бизнесе. В Грузии же это вполне обычное явление. Сама система в России и Украине просто не интересуется подобными явлениями. Вся мелочовка барахтается там сама по себе, плавая кто как может. В Грузии же все совсем иначе.
Хотя, не будем слишком несправедливы к «залетному бизнесу». Бурный ажиотаж дал результат. Приток инвесторов средней руки обеспечил оживление на рынке и некий социальный эффект. Вырос спрос на рынке недвижимости, услуг и труда. Был дан толчок всей сопутствующей инфраструктре: от стройматерилов, оборудования и ремонтных работ — до поставок, сервисов и т.д. Тем самым, ажиотаж оказал экономике страны полезную услугу.
Теперь работают законы рынка и природы. Выживут только сильнейшие. Если «залетный бизнес» имеет ресурс прочности и готов адаптироваться, то у него может быть будущее. Если же нет — концепция непригодна, а подушка безопасности сдулась, то дела пойдут «коту под хвост».
Ну, и наконец остаются еще «практики животноводства». Хочет он того, или нет, но «залетный бизнес», как и любой другой должен играть по правилам. Платить налоги, корректно вести вести дела, соответствовать принятым стандартам бизнес-этики, а также соблюдать писанные и неписанные законы. Ведь, если корова дает млоко, то ее никто не станет отправлять на мясо. Из сильнейших выживут мудрейшие.
Если же речь идет не о молочке, а о свиноводстве, то тут уже свои «практики». В таком деле сначала нужно откормить, дать обрасти жиром, набрать вес. Всему свое время. Цыплят по осени считают. Все указывает на то, что после окончания высокого турсезона, как раз осенью, придет то самое время: сосчитать цыплят и взвесить чистый вес.
«Smart Press» в Telegram: подписаться>>>
Еще по теме:
В Грузии растет недовольство славянским бизнесом