Украина повышает градус
02.07.2024 | Экономика | 1307
В Украине могут ввести санкции против грузинских и армянских производителей алкоголя. В Киеве намерены наказать их за продажу вина и бренди в России. Речь идет о производителях из Грузии и Армении, торгующих своим алкоголем на российским рынке. Об этом сообщается в материале украинского издания «Економічна правда».
По данным издания, корпорация украинских виноделов «Укрвинпром» обратилась в Службу Безопасности Украины (СБУ) с требовнием ввода санкций против ряда грузинских и армянских виноделов. В корпорации недовольны тем, что они продают свою продукцию как на украинском, так и на российском рынке. Всего речь идет о 17 предприятиях. В их числе такие известные марки, как армянский «Арарат», а также грузинские — «Сараджишвили» и «Братья Асканели». Любители санкций хотят запретить им торговать в Украине на срок 10 лет, выводить капитал из Украины, отозвать лицензии, аннулировать права на использование торговых знаков и доменных имен, а также заморозить их активы.
«Укрвинпром» уже год добивается от Совета национальной безопасности и обороны (СНБО) введения санкций в отношении отдельных производителей вина и бренда из Грузии и Армении. По данным объединения, ряд компаний из этих стран поставляют продукцию на рынок России и торгуют на временно оккупированных территориях. В мае 2024 года «Укрвинпром» отправил в Службу Безопасности Украины (СБУ) перечень таких производителей.
— «Предусмотренных мер будет достаточно, чтобы не допустить ввоза и реализации продукции предприятий, включенных в санкционный список, в украинские торговые сети. Таможня просто не пропустит в Украину продукцию, произведенную компанией, попавшей под санкции. Мы призываем запретить доступ продукции части производителей, которые пытаются «усидеть на двух стульях», продавая продукцию на рынке РФ и на оккупированных территориях и при этом оставаясь на рынке Украины. Это в первую очередь касается тех, кто имеет российских владельцев», — пояснил генеральный директор «Укрвинпрома» Владимир Кучаренко.
При этом представители «Укрвинпрома» обращают внимание на то, что часть акционеров грузинских предприятий являются спонсорами правящей политической партии «Грузинская мечта», которая по их мнению дружественна к российским властям. В их числе были упомянуты: Зураб Чхаидзе, Вахтанг Каричашвили, Заал Дугладзе, Заза Кикабидзе и Нана Менабдишвили.
В черный список грузинских производителей алкоголя попали десять компаний: «Askaneli Brothers», «Sarajishvili», «Kakhetian Traditional Winemaking» (KTW), «Tiflis Wine Cellar», «Georgian House Wine» (торговая марка: «Pirosmani»), «Caucasian Alco» (торговая марка: «Tbiliso»), «Gurji», «GD Company», «Завод Алкогольных Напитков», «Главспиртпром» (торговая марка: «Adamari»). Кроме того, были упомянуты еще четыре компании: «Bolero & Co», «GVMT Group», «Georgian Wine» и «Tsinandali Old Cellar».
В материале приводятся данные по экспорту грузинских вин в РФ за последние 10 лет:
— 2013 год — 44,5% от общего объема экспорта, на сумму 57 миллионов долларов;
— 2014 год — 60% от общего объема экспорта, на сумму 111 миллионов долларов;
— 2015 год — 44,8% от общего объема экспорта, на сумму 43 миллиона долларов;
— 2016 год — 64,4% от общего объема экспорта, на сумму 56 миллионов долларов;
— 2017 год — 58,2% от общего объема экспорта, на сумму 99 миллионов долларов;
— 2018 год — 58,4% от общего объема экспорта, на сумму 115 миллионов долларов;
— 2019 год — 59,6% от общего объема экспорта, на сумму 133 миллиона долларов;
— 2020 год — 57,1% от общего объема экспорта, на сумму 120 миллионов долларов;
— 2021 год — 52,4% от общего объема экспорта, на сумму 131 миллион долларов;
— 2022 год — 63,6% от общего объема экспорта, на сумму 161 миллион долларов.
В «Укрвинпроме» подсчитали, что после введения санкций на рынке готовой винопродукции освободится ниша размером около 15%. Этот пробел могли бы компенсировать украинские производители, потерявшие из-за войны значительные площади виноградников и производственные мощности. Это же касается и производителей бренди.
По словам директора одного из крупнейших в Украине импортера алкогольных напитков «Дісна» Андрея Каплана, в категория грузинских вин и бренди на украинском рынке формировались десятилетиями. Его компания импортирует грузинские вина и бренди начиная с 2003 года.
— «Эта категория имеет крепкое ядро среди украинских потребителей, для которых узнаваемость брендов имеет большое значение, а репутация весомее «акционного предложения». Лояльный потребитель выделяет и ценит органолептические характеристики — вкус и запах продукции грузинского сегмента. До 2019 года грузинское вино было номер один среди импортных вин, на которые в Украине приходится более 70% всех продаж вина в бутылках. Сейчас же доля грузинского вина, не превышает 20% в категории импортных бутилированных вин», — пояснил Андрей Каплан.
— «После введения Россией эмбарго на грузинские товары в 2006 году значительная часть винного экспорта направилась в Украину. Выход на рынок сопровождался активной кампанией по популяризации напитка. Несмотря на дружеские отношения между государствами и отсутствие экономических барьеров, за последние четыре-пять лет категория грузинского вина на украинском рынке сокращалась. Это происходило под давлением итальянских и испанских вин. Данная категория стала доступнее благодаря собственному импорту торговых сетей в форме розлива готовых виноматериалов в Украине, или за рубежом под торговой маркой сети, что позволило снизить цены вина на 20%», — отмечает украинское издание.
По мнению заместителя генерального директора по коммерческим вопросам компании «Эко-маркет» Даниила Майстренко, потребители алкогольной категории достаточно консервативны, но грузинским и армянским производителям все же удалось сформировать в Украине ядро лояльных потребителей, ориентирующихся в брендах, производителях и даже в импортерах.
— «После начала войны спрос на алкогольные напитки в Украине резко сократился и только сейчас постепенно возвращается к довоенному уровню. Это сказалось и на объемах продаж, особенно в среднем ценовом сегменте, всегда чувствительно реагировавшем на экономическую ситуацию и состояние покупательной способности потребителей», — отмечают участники рынка.
— «Потребление изменилось и в сегменте алкоголя из Грузии и Армении. Ранее покупатели чаще брали более дорогие сорта, а теперь больше обращают внимание на цену. Произошло проседание в среднем ценовом сегменте», — отметил Даниил Майстренко.
По его оценкам, доля алкоголя грузинского происхождения в сети «Эко-маркет» в общем объеме продаж крепких алкогольных напитков сократилась с 4,6% — в 2021 году до 2,4% — в 2023 году, а армянского — с 0,5% до 0,3%.
— «После начала войны спрос на грузинские вина и бренди упал вместе с общим спадом спроса на алкогольные напитки. Это отражает общее сокращение потребления в условиях кризиса и нестабильности. В мае-июне 2024 года есть небольшая положительная динамика, которая дает надежду на возобновление продаж в довоенного уровня», — рассказал Андрей Каплан.
По прогнозам участников рынка, санкции значительно снизят объемы алкогольной продукции из Грузии и Армении от чего выйграют украинские производители и поставщики из дургих стран. — «В сегменте бутылированного вина усилят позиции украинские производители и поставщики импортных вин, которые продаются в той же ценовой категории. В их числе вина из Италии и Испании. При этом, в сегменте коньяков наибольшие преимущества будут иметь украинские производители», — считают представители алкорынка.
Напомним, что по итогам первых пяти месяцев 2024 года грузинский винный экспорт поставил новый рекорд — 49.474 тонн, на сумму 140 миллионов долларов США. Рост объемов продаж по сравнению с аналогичным периодом 2023 года составил 38,9%, а выручки — 35,9%. Первое место среди главных экспортных направлений грузинских вин вновь заняла Россия, с 74,3% от общего объема экспорта. При этом, Украине досталось лишь третье место, с выручкой в 21 раз скромнее.
TOP-10 экспортных направлений грузинских вин за V месяцев 2024 года:
— Россия: 38.661 тонна, на сумму 104.500.000 долларов;
— Польша: 2.608 тонн, на сумму 6.400.000 долларов;
— Украина: 1.778 тонн, на сумму 4.900.000 долларов;
— Казахстан: 1.232 тонны, на сумму 3.900.000 долларов;
— Беларусь: 1.073 тонны, на сумму 3.000.000 долларов;
— США: 486 тонн, на сумму 2.900.000 долларов;
— КНР: 824 тонны, на сумму 2.900.000 долларов;
— ФРГ: 573 тонны, на сумму 2.500.000 долларов;
— Латвия: 457 тонн, на сумму 1.700.000 долларов;
— Литва: 141 тонаа, на сумму 878.000 долларов.
Вахтанг Чрдилели
«Smart Press» в Telegram: подписаться>>>
Еще по теме:
В Тбилиси отмечают вторую годовщину с начала войны в Украине
Россия перекроет кислород производителям грузинского алкоголя
Грузинские вина завоевали первое место на российском рынке
Грузинские вина вытеснят с российcкого рынка европейских конкурентов
В Грузии рассчитывают увеличить поступления от экспорта алкоголя до миллиарда долларов в год