Пацан сказал — пацан сделал?
08.10.2024 | Политика | 1393
Предстоящие выборы таят в себе массу сюрпризов. Правящая партия уверяющая в том, что располагает 60-процентной поддержкой, может получить намного меньше. По разным оценкам, ее рейтинг находиться в районе 30% — 40%. Впрочем, для широко разрекламированного конституционного большинства мало и 60%. Нужно больше.
Забавно, но до третьего пришествия в публичную политику Бидзины Иванишвили, уровень поддержки мечтунов был выше. Кстати, именно тогда еще будущий почетный председатель правящей партии открыто заявил, что «Грузинская мечта» слишком окрепла, а системная оппозиция — чересчур ослабла. В оппозиции это тут же посчитали сигналом готовности к переходу на модель коалиционного правления.
С тех пор много воды утекло. Власти успели напрячь православную церковь, выдвинув инициативу ее прямого подчинения государству. Одновременно с этим они обидели и внесистемную оппозицию. Речь идет об антизападных проектах и радикальных группах.
Ранее они оказывали властям услуги сдерживания прозападной улицы и радикальных проектов. Но, мечтуны под знаменами конституционного большинства, необходимого для закрепления нейтрального статуса страны, решили их слить. Якобы именно ради этого им по зарез понадобились антизападные голоса.
Была сколочена специальная копилка. Ряд малопопулярных депутатов — мечтунов создали то ли квазипартию, то ли квазифракцию. Однако мобилизовать под них электорат все же не удалось. Ну, нет к ним ни у кого доверия. Временщики — они и есть временщики. Даже декорации слишком дешевые. Сугубо виртуальные.
Поначалу этот, как бы отдельный субъект стал переругиваться с ЕС и США в стиле: дурак — сам дурак. Вскоре, этим занялись уже сами официальные власти. Так этот странный субъект остался вообще без какой-либо функции. К выборам политический выкидыш вновь вселился в утробу мечтунов.
Тем временем, резкий разворот и публичная перепалка с Западом вызвала брожения в рядах партийных и номенклатурных временщиков, а также бизнесменов. Это неудивительно. Ведь, вся система заточена под Запад. Она создавалась по западным лекалам.
Реальной альтернативы до сих пор никто не предложил. В страну так и не пришли эшелоны с эвакуируемым из офшоров добром. Что далеко ходить? Даже столичный градоначальник, опасаясь возможного раскулачивания перепрятал заначки в Европе не в Грузии, а в ОАЭ.
Мыльным пузырем оказались и ожидания многомиллиардных инвестиций из Поднебесной. Договор по строительству порта в Анаклия, до сих пор так и не подписан.
Хотя, если судить прагматично, то это вообще не самая лучшая затея. В Грузии и так достаточно портовых мощностей. С учетом надвигающегося резкого схлопывания объемов мировой торговли и потребления, подобные излишества вообще никому не нужны.
Пора бы понять, что в новой реальности транзитеры могут зарабатывать за счет высоких тарифов. Рост доходности от прироста оборота остался в старом мире — свободной торговли и общества потребления.
Еще один путь увеличения доходов — это создание добавочной стоимости. Часть сырья идущего транзитом можно перерабатывать прямо на месте, а затем экспортировать уже с наценкой. Возьмем к примеру сжиженный природный газ. Его в той же Европе с руками оторвут.
Сейчас Китай не торопиться вкладывать деньги в Грузию. Вся активность находится на уровне переговоров и тестирования, а старые начинания — на паузе. У Пекина совсем иные приоритеты. К тому же, слишком много тумана в Тбилиси. Слишком резкие шараханья из стороны в сторону.
Болтовня про перспективы восстановления территориальной целостности тоже сработали во вред. Подобных перспектив на горизонте пока не видно. Вместо этого нависло много тумана, что породило фобии. Не ждало общество такой прыти.
Понятно, что никто и ничего хорошего не подумал. В Грузии испугались распрощаться с последней надеждой на воссоединение. Суть страшилки заключалась в том, что Тбилиси с прицелом на создание конфедерации склонят к признанию независимости Абхазии и Южной Осетии, а те потом просто возьмут и помашут Грузии ручкой.
Вообще в предвыборной программе мечтунов слишком много бесполезной показухи и откровенного блефа. Миллиарды — на спорт, мегастадион. Ну, какой практический толк от всей этой показухи кроме лишних расходов? Ну, и наконец супер-пупер технологический хаб только лишь для того, чтобы как-то применить заброшку в Кутаиси. Бред конечно. Как IT-индустрию XXI века можно привязать к отдельно взятому зданию?
Это бывшее здание Парламента Грузии в Кутаиси, доставшееся мечтунам в наследство от предшественников. По сути это памятник прежним властям, а точнее их утопии — стимулирования развития регионов страны за счет наращивания и размазывания бюрократических издержек. Позднее здравый смысл восторжествовал. Власти пришли к выводу, что бюрократические издержки — это расходы, а лишние расходы — это убытки.
Впрочем, даже реальные начинания сливаются в никуда. Возьмем проект аэропорта в Вазиани. Вначале идея заключалась в создании грузового авиахаба. Такой объект жизненно необходим японцам. Будучи страной с кастрированным суверенитетом, они не могут позволить себе транзит грузов через Россию. При этом, ожидаемая конфронтация в Юго-Восточной Азии грозит Японии морской блокадой. Понятно, что Китай не помощник союзнику США по ныне образуемому «азиатскому НАТО». Так что остается только воздушный путь и он вполне мог лежать в Вазиани.
Вдруг недавно легенда сменилась. Аэропорт в Вазиани будет пассажирским. Якобы он заменит уже существующий в Тбилиси. В Грузии с какого-то перепуга ждут 18 миллионов авиапассажиров в год. Не слишком ли жирно для фрагментируемого мира, с модой на снижение мобильности? Для понимания, все три грузинских аэропорта в прошлом году обслужили только лишь 6 миллионов пассажиров.
Но, вернемся к выборам, а точнее к их результатам. Помимо довольно скромной победы номера «41» они таят в себе и иные сюрпризы. Тут в политскачках участвуют сразу две тёмные лошадки.
Начнем с того, что националы на этот раз уже рискуют распрощаться с почетным вторым местом и со статусом крупнейшей оппозиционной партии. Сама партия слишком ослабла, давно распалась и деградировала. Похоже, что номеру «5» светит уже третье, а может даже и четвертое место.
Сейчас им прямо в затылок дышит «николозоба», выступающая на арене политического цирка под номером «4». Это новоиспеченный спецпроект сладкой парочки экс-националов — «Николая I» и «Николая II», а также примкнувших к ним ветеранов «Нацдвижения», давно растворившихся в дебрях системной оппозиции. Они активно оттягивают на себя голоса сдувшихся националов, завлекают протестную молодежь и вскоре могут занять даже почетное второе место.
Вторым сюрпризом может стать неожиданное восхождение на олимп внесистемного блока под номером «8». Именно внесистемного, а не антисистемного блока. Разница огромная. Пока все официальные опросы не предвещают патриотам прохождения 5-процентного барьера. Впрочем, опросами это чудо назвать трудно. Они тянут лишь на информационные вбросы.
Зато на приход к финишу явно рассчитывают номера «9» и «25». Их шансы на преодоление заветного 5% барьера, как раз подтверждаются многими опросами. Другое дело, что первые места им точно не светят.
При таком раскладе, в дамки выйдут сразу пять, или даже шесть партий. На выходе получается такая многопартийная коалиция о которой долго грезили на широких просторах коллективного Запада. Пацан сказал — пацан сделал. Принимайте, распишитесь.
Правда, есть загвоздка. Вся эта разношерстная конструкция имеет довольно сложную систему подковерных сдержек и противовесов. То есть кукловод сдержал слово, но оставил контроль при себе.
До выборов остается уже всего ничего. К тому же слишком вялотекущие внутренние процессы не способны оказать какого-то существенного влияния на исход выборов.
Пожалуй, серьезно смешать карты за эту пару-тройку недель могут разве что внешние факторы. Имеется ввиду не какая-то очередная импортная революция, а сюрпризы мирового масштаба. Такие сюрпризы могут снести вообще любую конструкцию.
Давид Сихарулидзе
«Smart Press» в Telegram: подписаться
Еще по теме:
В Грузии объявили о третьем пришествии Бидзины Иванишвили