Грузинский политический класс пора менять

29.11.2024 | | | 1163

Грузинский политический класс пора менять

Весь грузинский политический класс действует лишь в своих узких интересах и очень далек от реальных проблем страны и населения. Речь идет не только о властях, но и об оппозиции, крупном бизнесе и гражданском обществе. Таково мнение аналитика Мераба Джаниашвили, высказанное им в интервью медиа-платформе «Commersant».

— «Нашему политическому классу абсолютно наплевать на проблемы большинства населения. Не слышал, чтобы наш политический класс говорил о проблемах людей. На протяжении последних 30 лет тремя главными проблемами были рост цен, безработица и бедность. Они вообще не поднимают эти темы. Их не интересуют проблемы народа. Никого не волнует развитие экономики. Наша оппозиция режет себе вены, чтобы как-то дорваться до власти. Но, если они придут, то они оставят все как было прежде. Будет точно такая же экономическая структура. Их не заботит идея создания в стране среднего класса, увеличения чьих-то доходов. Правительство обслуживает крупный бизнес. Точно тоже самое будет делать и вся нынешняя оппозиция. Границы между политикой и бизнесом практически стерты. Многие люди приходят в политику лишь с целью развития собственного бизнеса — чтобы сделать еще больше денег. Думаю, что в прошлом парламенте у нас было где-то 20-30 миллионеров. Многие бизнесмены изначально присутствовали в политике. Бизнес и политика настолько сильно переплетены между собой, что уже трудно понять кто есть кто», — считает Мераб Джаниашвили.

По его мнению, релевантной общественной повесткой нет и у всего гражданского сектора, который чересчур ангажирован и обслуживает только лишь интересы своих спонсоров.

— «Настолько же ужасен и весь гражданский сектор. Неправительственные организации не говорят о реальных проблемах экономики и бизнеса. Третий сектор интересуется только лишь проблемами крупного бизнеса. Проблемы большинства населения их вообще не интересуют. Именно поэтому, весь неправительственный сектор имеет практически нулевой уровень доверия. Они выходят и говорят о таких проблемах, которые находятся на 10, или даже на 20 месте в числе приоритетов населения. Если неправительственные организации и поднимают свой голос по вопросам экономики, то только если это связано с интересами крупного бизнеса. Их не интересуют заботы большинства населения — ни наемных работников, ни малого и среднего бизнеса», — подчеркнул Мераб Джаниашвили.

Еще одну важную проблему в интервью медиа-платформе «Business Media» ранее обозначил его коллега — Сосо Берикашвили. Речь идет о крайне низкой инклюзивности сложившейся в стране экономической системы.

По его словам, национальная экономика действительно растет довольно высокими темпами, но это совершенно не отражается на росте уровня жизни большинства населения.

— «Грузинская экономика быстро растет, но рост внутреннего валового продукта пропорционально не распределяется между гражданами. Сама грузинская экономика довольно мала. Поэтому рост всего в каком-то одном секторе может значительно отразиться на показателях всего экономического роста. Кто-то может хорошо зарабатывать, в том числе наживаясь на коррупции. Но при этом, все это накопленное богатство никак не отражается на всех остальных людей. Несмотря на стабильный рост, общество не живет лучше, чем жило три года назад. Основная суть экономического роста заключается в том, чтобы росло благосостояние людей, но оно вовсе не растет. Высокий экономический рост последних лет обусловлен лишь внешними факторами. В их числе благоприятная конъюнктура, сложившаяся за счет войны в Украине. При этом, основная часть населения никак не почувствовала весь этот рост на себе. Для этого нужна инклюзивность, которой нет. Экономический рост рано или поздно затрагивает всех. Однако в нашем случае мы имеем дело с очень неинклюзивным ростом. Он затрагивает лишь отдельных людей, не выходит за пределы узкого круга бенефициаров и не распределяется в обществе. Богатеют только лишь бизнесы тесно связанные с властью. Чтобы эффект экономического роста ощутило бы все общество, сами процессы должны быть свободными. У всех должна быть возможность роста и развития», — отметил Сосо Берикашвили.

С изложенной позицией обоих экспертов полностью согласен и аналитик Вахтанг Мгеладзе. По его мнению, поставленные ими вопросы — это как голоса вопиющих в пустыне.

— «Широкий политический спектр и третий сектор давно потеряли связь с реальностью. Системная оппозиция упрямо двигает сугубо нерелевантную повестку. Обратите внимание на слово: системная. Такова она по самой своей сути. Ведь, сама система ее вполне устраивает и менять ее она вовсе не хочет, да и не может. Ее не устраивает только лишь ее собственное место в рамках этой системы. А вот для широких слоев общества эта система токсична. Общественные организации точно такие же системные. Ведь, они обслуживают вовсе не общество, а власть, крупный бизнес и системную оппозицию. Причем, большая часть политического спектра и неправительственных организаций прислуживают иностранным хозяевам. Зачастую их интересы и интересы грузинского государства и общества совершенно не совпадают. Но, любая система смертна. Эта система не исключение. Она просто не выживет в новой парадигме. Новая парадигма требует качественно новой формации политического класса и совершенно иных подходов. Не советую тешить себя напрасными иллюзиями. Обратного пути не будет, просто потому, что его уже нет. Покойника не оживить. Глупо в упор не видеть реальность», — отметил Вахтанг Мгеладзе.

— «Пока еще значительная часть власти, оппозиции, гражданского общества и даже некоторые деятели крупного бизнеса продолжают грешить архаичным фетишизмом в форме евроатлантической интеграции. Глубоко верующие ребята. Но, политика и экономика — это не религия, а интересы. Хотя, есть среди них и прагматики. Их просто устраивает оставить все как было. Что уж тут поделать? Другое дело, что это не реально, с учетом как внешних, так и внутренних факторов. Они не могут понять, что на их личные интересы глубоко наплевать подавляющему большинству населения. Им легче тешить себя наивными иллюзиями, что в состоянии формировать общественное мнение и продвигать удобную им повестку. Такие самодуры, которые внушили себе, что умнее всех остальных, провозгласили себя интеллектуальной элитой и сами же в это охотно поверили. Сейчас глобальные процессы требуют перенастройки всей внутренней системы и переформатирования управляющего вектора. Хочет этого кто-то, или нет, но это просто неизбежно. Обновленный политический класс должен обладать широким мандатом доверия, а не мнимой легитимацией. Только так он сможет быть жизнеспособным. В условиях высокой турбулентности и новых глобальных вызовов, нужны надежные тылы. Таковы критерии эпохи больших перемен», — считает Вахтанг Мгеладзе.

Ираклий Ахалкаци

«Smart Press» в Telegram: подписаться

Еще по теме:

Грузинские эксперты обнулили системную оппозицию

NDI: грузинский политический класс не обладает легитимностью

NDI: Целиком весь политический класс Грузии токсичен

Властям, банкам и монополиям не стоит играть с огнем

Инфляция продолжает душить общество и экономику

Грузинской элите пора завязывать с устаревшими стереотипами

Для суверенитета требуется трансформация политической системы

Системная оппозиция учиться летать