Офшорный закон может быть полезен всей стране

14.02.2025 | | | 1456

Офшорный закон может быть полезен всей стране

Новый год стартовал со взрывного роста объема внешней торговли и в частности импорта. Внешнеторговый оборот страны в январе 2025 года составил 2.006.300.000 долларов. Это на 39,2% больше чем было в январе 2024 года. Больше всего вырос импорт — на 45,4%. Он составил сумму в 1.602.500.000 долларов. Экспорт подрос скромнее — на 19,3%, достигнув отметки в 403.800.000 долларов. Тем самым, только лишь за первый месяц 2025 года образовалась гигантская дыра во внешнеторговом балансе. Убытки национальной экономики во внешней торговле достигли суммы в размере 1.198.700.000 долларов. Шокирующее начало года.

Правда позднее выяснилось, что не все так и страшно. Просто недолго думая, грузинская таможня и официальная статистика включили в общий объем импорта стоимость активов, эвакуируемых из заморских офшоров. Таковыми оказались произведения искусства, оцененные на круглую сумму в размере 480.658.330 долларов.

В январе в страну поступило три подобных груза — два из США и один из Великобритании. Их общий вес оставил 6.657 килограмм. Судя по тоннажу речь идет не только о живописи, но и о более тяжеловесных ценностях.

Произведения искусства ввезённые в январе 2025 года:

— Из США: 4.699 килограмм на сумму 167.600.406 долларов;
— Из Великобритании: 1.432 килограмма на сумму 252.703.924 доллара;
— Из США: 526 килограмм на сумму 60.354.000 долларов.

В итоге макроэкономическая картина вышла не такой уж и угрюмой. Рост импорта, а соответственно и отток валюты из национальной экономики вырос вовсе на 45,4%, а лишь на 1,8%. Ведь если вычесть из общего объема импорта стоимость партии нашумевших произведений искусства, то уже получается 1.121.841.700 долларов, а не рекордная сумма в размере 1.602.500.000 долларов. Соответственно, убыток страны во внешней торговле вышел меньше — 718.041.670 долларов — вместо дыры, размером в 1.198.700.000 долларов США.

Поди, уже и не так страшно жить. Вообще бюрократам пора бы придумать для эвакуируемого из офшоров добра хотя бы какую-то особую графу, чтобы впредь не шокировать так впечатлительных сограждан.

Первым подвох углядел оппозиционер Бека Лилуашвили. Он разглядел за ценным грузом репатриацию в родные пенаты коллекции картин почетного председателя правящей партии Бидзины Иванишвили. Общеизвестно, что у олигарха есть сокровище. Оно было накоплено им в разных странах и в разное время.

Бывший банкир, а ныне оппозиционер Мамука Хазарадзе тут же обвинил владетельного олигарха в уклонении от уплаты налогов. Он даже высчитал конкретную сумму. По его оценкам, хозяин груза должен был уплатить в казну за ввоз своих ценностей 242.000.000 лари. Должен был, если бы не законодательный пакет, который Парламент Грузии предусмотрительно принял еще в апреле 2024 года. Он подразумевает отсутствие растаможки на репатриацию активов из офшорных заначек.

Хотя, стал бы кто-то в трезвом уме и в здравом рассудке платить за это удовольствие почти 86 миллионов долларов? Сомневаюсь. Ведь, речь идет о своих же, давно приобретенных ценностях. Да, и ввозятся они в страну вовсе не с целью наживы за счет их последующей перепродажи, а всего лишь для более надежного хранения. Как раз сама страна от этого ровным счетом ничего не теряет.

По мнению аналитика Вахтанга Мгеладзе, сам факт того, что ценности мирового значения будут храниться на территории Грузии уже большой плюс, так как повышают статус самой страны. Он изначально ратовал за принятие законодательного пакета офшорных поправок.

— «Что плохого, если ценности мирового значения будут храниться на территории Грузии? Наоборот, это только лишь плюс для нашей страны. Конечно, заморским хранилищам и юрисдикциям вывоз коллекций редких экспонатов был невыгоден. Но, это как раз не наши, а их проблемы. Другое дело, что данные поправки должны работать не только в интересах одного конкретного лица. Ведь, могут появиться и другие желающие. А почему бы и нет? Закон должен работать для всех.

Возьмем к примеру Шалву Бреуса и Давида Якобашвили. У одного — богатое собрание живописи, а у второго — уникальная коллекция старинных музыкальных шкатулок. Кстати, Шалва Бреус намерен открыть в Тбилиси музей изобразительного искусства. Он пропишется в историческом здании Михайловской больницы. А почему бы не пойти на встречу для такого хорошего дела? Впрочем, наверняка есть и многие другие представители диаспоры, которым тоже есть чем похвастаться. Пусть их добро собирается на Родине.

Вот мы все много говорим о развитии туризма, о привлечении в страну платежеспособных визитеров. А, что мы можем им предложить? Чем мы можем их заинтересовать? Англичане не дураки, что столетиями собирали редкости со всего мира и выставили их в Британском музее. Французы могут похвастаться сокровищами Лувра. Не отстают от них и музеи Вены. Платежеспособному туристу нужно зрелище, развлечения. Нужно, то чего ему не хватает. Его точно не удивишь отелями и небоскребами.

В этом плане имеет смысл пойти еще дальше. Для привлечения серьезной публики необходимо создание качественно новой мотивации. Это могут быть аукционные дома и депозитарии ценностей. Но, для этого должен существовать особый налоговый режим для работы в этой сфере. Богатые люди не любят зря переплачивать.

В частности, ценности из третьих стран должны беспошлинно ввозиться специально на торги с аукциона. Затем, к примеру приобретенный каким-то арабским шейхом раритет, сможет надежно храниться в специальном депозитарии. Естественно, покупатель не должен платить НДС. В конце концов, если в стране есть режим Duty Free для иностранцев на шмотки, то чем хуже, допустим антиквариат? Не должен покупатель и платить налог с имущества, которое хранится в специальном депозитарии. Налоги в казну будут платить депозитарий и аукционный дом. Причем, только лишь с суммы своих комиссионных.

Тут самое главное, что у платежеспособных визитеров появиться интерес и мотивация приехать в Грузию. Коллекционирование — серьезный магнит. Это азарт, страсть. Кто-то приедет прямо на аукцион. Кто-то пробудет дольше, чтобы пообщаться с экспертами и коллекционерами. А кто-то приедет только лишь для того, чтобы похвастаться перед кем-то своей коллекцией, или же обсудить какую-то возможную сделку.

Ну, и наконец еще одно поле для деятельности, которую можно развернуть в стране на базе пакета офшорных законодательных поправок — это специальные инвестиционные фонды. Помимо туризма мы тоже много говорим о перспективах торгового, логистического и транспортного хаба. Но, для всего этого нужны современные финансовые компоненты. В дальнейшем потребуется операционное сопровождение сделок нового типа. Правда, это уже задел на перспективу.

Не секрет, что мир уже стоит на пороге зарождения новой финансовой архитектуры. Для международных сделок будут использованы валюты внешнего вектора — это т.н. стейблкоины. Их эмиссия будет обеспечена реальными ресурсами. Наиболее традиционный актив с историей подобного применения на протяжении свыше 5.000 лет — это золото. Почему бы нам не ввести нулевые пошлины на ввоз в страну настоящей валюты? Вообще по логике вещей, пошлины должны быть как раз на вывоз, а вовсе не на ввоз монетарного золота. Наступает новое время. Колониальные разводки глобальных финансовых паразитов выходят из моды. Идет другая эпоха.

Сама схема финансового хаба такова: ввезенное в страну физическое золото аккумулируется в специальном инвестиционном фонде и проходит международный аудит. Затем под гарантии этого фонда будут заключаться транснациональные сделки. Вот тогда весь хаб действительно будет уже универсальным и полноценным. В общем, пакет офшорных законодательных поправок — вещь полезная и его можно и нужно поставить на службу всей стране, — пояснил Вахтанг Мгеладзе.

Ираклий Ахалкаци

«Smart Press» в Telegram: подписаться

Еще по теме:

Офшорный мираж?

На родине золотого руна заведутся золотые гномы

Парламент Грузии принял поправки в Налоговый кодекс

Грузия готовиться к приему эвакуируемого бизнеса и капитала