Грузия может стать мировой газовой державой

13.09.2025 | | | 654

Грузия может стать мировой газовой державой

Грузия в состоянии получать сверхдоходы от развития индустрии добычи природного газа. Страна не только способна удовлетворить все свои потребности, но и даже стать крупным экспортером голубого топлива. Речь идет об освоении ресурсов, находящихся в грузинской акватории Черного моря, а именно в батумском газовом бассейне. О нем давно известно ученым. Но, лишь недавно технологии позволили гарантировать безопасность такой добычи и обеспечить ее низкую себестоимость. Об этом в интервью ИА «Smart Press» заявил чеченский ученый Альберт Мачигов.

Его научной группе из Грозного принадлежит патент в области извлечения и очистки природного газа из подводных метановых гейзеров без бурения и высоких затрат. Вместе с соавтором — Магомедом Селимовым он разработал систему очистки метана от сероводорода, которая успешно прошла испытания. Ноу-хау представляет собой специальные полимерные воронки обтекаемой формы, с проемами внизу, на буйках — поплавках для сброса лишних тяжёлых фракций, вроде сероводорода.

— «Само Чёрное море представляет собой крупнейший метановый водоем в мире. С его дна бьют подводные гейзеры с высоким содержанием природного газа. Их высота может составлять сотни метров. Потенциал добычи газа из таких источников оценивается в триллионы кубических метров.

Только не следует путать подводные метановые гейзеры с газогидратами. Это разные вещи. Газовые гидраты разлагаются на газ и воду. Высвобождение газа сопровождается значительным повышением давления. Это приводит к выдавливанию метана вверх по разломам и трещинам.

Хорошо известны два наиболее крупных газовых фонтана — это крымский и батумский. Это такие большие газовые факелы, поднимающиеся в толще воды на десятки и сотни метров. Они не имеют ничего общего с газогидратами. Струи функционируют на морских океанических и в прибрежных зонах. Наиболее близкий к ним аналог — это грязевые вулканы, которые часто встречаются на суше. Но в отличие от последних газовые струи функционируют непрерывно, долгое время.

Еще в 1927 году, во время ялтинского землетрясения, в море были замечены мощные выбросы природного газа. Тогда на море были зафиксированы гигантские вспышки огня, достигавшие протяженности до 10 километров. Этот случай был даже описан в художественной литературе. О нем повествуется в произведении Ильи Ильфа и Евгения Петрова «12 стульев». Но вот стабильные газовые факелы, поднимающиеся в толще воды на сотни метров в высоту, были обнаружены учеными лишь только в середине 1970-ых годов.

Результаты научных экспедиций на исследовательском судне «Профессор Водяницкий», проведенные в 2002-2006 годах показали, что отдельные метановые фонтаны могут бить месяцами, периодически активируясь и затухая. Во многих местах со дна поднимаются также струи метана, затем расплывающиеся облаками. Это — сипы. Одни сипы выбрасывают газ ровным, постоянным потоком, а вторые пульсируют, напоминая пыхтящую трубку курильщика. Таких сипов много в Керченско-Таманском районе, а также возле побережья Грузии и Болгарии.

Как отмечает заведующий кафедрой геологии РГУ нефти и газа имени И.М.Губкина, профессор Виктор Гаврилов, анализ пространственного распределения газовых струй показывает, что они иногда концентрируются в своеобразные газовые поля, каждое из которых насчитывает до 200 отдельных газовых струй. По его данным, в Черном море несколько таких концентраций газовых струй — это Евпаторийское, Керченское и Батумское газовые поля.

Есть несколько различных гипотез образования этих подводных явлений. По мнению профессора Виктора Гаврилова, такие газовые струи — это результат естественного преобразования органики в морских условиях. Реки несли ил и органику, речные отложения поступали в Черноморский бассейн и формировались на шельфе и материковом склоне в виде протяженного шлейфа.

Далее идет классический процесс образования углеводородов, которые затем и мигрируют наверх по геологическим трещинам. Там, где встречаются ловушки-коллекторы, образуются залежи природного газа, а вот там, где таких коллекторов нет, углеводородный поток выходит на поверхность, образуя стабильный факел. Причем это не просто выделение газовых пузырей, а довольно напряженный газовый поток, способный даже деформировать горные породы. Такие газовые струи пробивают термоклины — это пласты воды с более тяжелой соленостью, которые отделяют одно течение от другого.

Предварительные оценки показывают, что даже небольшие факелы дают за год порядка 350 миллионов кубических метров газа. Более крупные факелы дают больше — примерно 40 миллиардов кубометров в год. Это означает, что 10-15 газовых струй с приличным дебитом может обеспечить добычу газа, вполне сопоставимую по объемам с какой-то ведущей газовой державой.

Причем, добыча такого газа может осуществляться вообще без дорогостоящего бурения — при помощи морских судов, или плавучих платформ. С них в толщу вод будут опускаться воронки-уловители, которыми можно накрыть газовые струи и отвести их поток. Сама воронка может быть сделана как из стали, так и из более легких материалов. Далее по трубопроводу газ будет поступать на технологическую плавучую платформу, или прямо на береговой завод, чтобы произвести его очистку или например сжижение. Конечно, есть и более дорогие технологические решения. Они подразумевают бурение наклонно-направленных перехватывающих скважин.

В далекой Руанде, подводный метан применяют в производстве электроэнергии. Проект «Kivu Watt», разработанный компанией «Contour Global» использует воду из озера Киву, насыщенную метаном и углекислым газом для производства электроэнергии. Дебиты подводных метановых гейзеров этой африканской страны гораздо меньше, чем есть у Грузии.

Буквально до недавнего времени, потенциальные инвесторы даже не предполагали о возможности добычи газа открытым способом — из морских газовых факелов. Проблемой оставался и опасный сероводород, который поступает из гейзеров вместе с метаном. Он легко воспламеняется выходя на поверхность, при контакте с кислородом. Однако эта проблема уже вполне решаема. Фракции сероводорода тяжелее, чем у метана. Благодаря нашей технологии их можно безопасно отделять друг от друга под водой — прямо в море», — рассказал Альберт Мачигов.

По предварительным оценкам, дебит батумского газового поля сулит инвесторам доходы на сумму в десятки миллиардов долларов. Причем маржинальность такого бизнеса даже намного выше чем у коллег в соседнем Азербайджане и России. Там себестоимость добычи газа намного дороже из-за более дорогой технологии и необходимости бурения скважин.

Правда, реализация мегапроекта может столкнуться с неожиданными препятствиями. Перспективный бассейн батумского газового поля вполне могли заранее застолбить за собой какие-то особо предприимчивые предприниматели. Таких за последние годы в стране развелось уже много.

Возьмем хотя бы многолетнюю эпопею вокруг строительства батумского архипелага. Проект был анонсирован еще в сентябре 2021 года, а воз ныне там. Зато инвестор сумел бесплатно застолбить за собой обширную черноморскую акваторию. Случайно, не совпадает ли карта батумского газового поля с границами этого долгостроя?

Напомним, что в сентябре 2021 года частная компания «Ambassadori Batumi Island» за символическую сумму в 1 лари получила почти 89 гектаров морской акватории, у побережья Батуми. Инвестор пообещал возвести там искусственные острова. Но, пока в Черном море так ничего нового и не выросло.

Целый искусственный архипелаг должен был появиться неподалеку от железнодорожного вокзала. Эта местность расположена на территории поселений Барцхани и Тамар. Ее площадь — 2,5 на 1,5 километра. Согласно проекту, площадь Южного полуострова должна была составить до 20 гектаров, Северного полуострова — также до 20 гектаров, а площадь острова «Луза» — до 10 гектаров. При этом, протяженность защитного мола должна была составлять 1,3 километра.

Вахтанг Мгеладзе, специально для «Smart Press»

«Smart Press» в Telegram: подписаться

Еще по теме:

На черноморском побережье Грузии построят терминал СПГ

Грузинское месторождение с 16 миллиардами кубометров газа в поисках инвестора

Проект батумского архипелага вступил в новую фазу

Батумскому архипелагу дали зеленый свет

В Грузии уже выделили место для постройки искусственных островов