Водородная революция — это уникальный шанс для Грузии
19.06.2021 | Экономика | 1366
Водородное топливо вскоре станет намного более востребованнымм, чем нефть и газ. Страны обладающие гидроресурсами, могут получить огромную выгоду от производства и экспорта «зеленого» водорода. Об этом в интервью «Business FM» заявил австралийский миллиардер, промышленник, глава компании «Fortescue Future Industries», фигурант глобального списка «Forbes» и один из идеологов мировой индустрии «зеленого» водорода Эндрю Форрест.
— «Я руковожу очень крупной промышленной компанией. Эта компания осуществляет очень много вредных выбросов. Ей принадлежит множество кораблей. Ей принадлежит множество поездов. Ей принадлежат тысячи грузовиков. И это лишь часть наших выбросов CO2. Но сейчас мы тестируем использование «зеленого» аммиака, который изготавливается из водорода, в двигателях наших кораблей. Мы тестируем «зеленый» водород на наших грузовиках. Мы тестируем «зеленый» аммиак на наших поездах. Мы тестируем водородные топливные элементы на наших автобусах и других транспортных средствах. И это работает. Мы действительно планируем стать полностью «зеленой» компанией к 2030 году. И, мы очень крупная промышленная компания. Мы осуществляем очень много выбросов CO2. Конечно, тут нечем гордиться. Но я могу гордиться тем, что уже в этом десятилетии — я планирую сделать это к 2023 году, не позже — мы станем компанией с нулевым уровнем выбросов CO2, первой крупной промышленной компанией в мире, которая станет полностью «зеленой». То есть мы сначала пытаемся продемонстрировать эффективность рассматриваемой технологии на своем собственном примере.
По всему миру люди переходят на возобновляемую энергию. Гидроэнергия — это чистая возобновляемая электроэнергия. Кроме того, она вырабатывается 24 часа в сутки. Страны располагающие подобным потенциалом могут получить огромную выгоду, создавая продукт будущего — «зеленый» водород. Нефть, газ и уголь стали популярны во всем мире, потому что их можно транспортировать. Но есть и другой энергоресурс — очень простой в транспортировке и очень чистый. Это «зеленый» водород. Он абсолютно чист. Он поступает из воды и возвращается в воду. Его получают путем электролиза воды, за счет электричества от возобновляемых источников энергии. Именно им планируют удовлетворить весь спрос на энергию и заменить углерод. Нужен только аккумулятор под названием «резервуар зеленого» водорода». И все будет работать, даже когда солнце не светит и ветер не дует. Это будущее. Будущее не за электричеством в энергосети. Будущее за «зеленым» водородом.
Мой план — вывести «зеленый» водород на глобальный промышленный уровень. Мы уже это делаем. Мы начали в Австралии с того, чего у нас много — с солнца и ветра. Но, есть и другие страны, у которых большой потенциал гидроэнергии. Еще есть геотермальная энергия, когда можно просто получать тепло из-под земли. Мы бы советовали развивать эти гидроресурсы экологичным способом, максимально использовать реки и черпать огромную энергию, которая всегда была в воде. Берете эту энергию, превращаете ее в электричество, прогоняете ее через электролизер, получаете водород и огромную новую отрасль.
Я часто слышу: «зеленый» водород — это замечательно, но его никогда не будут использовать в больших масштабах, потому что это слишком дорого». Да, раньше это было так, но не сейчас. Основная статья расходов в получении водорода из воды — это электролизер, который раньше стоил около одного миллиона — одного миллиона двухсот тысяч долларов за один мегаватт. Сейчас цена уже намного ниже — примерно 200 тысяч долларов. Это исторический момент. Теперь уже можно развивать водородные заводы, а не нефтеперерабатывающие и газоперерабатывающие. Скоро индустрия «зеленого» водорода станет крупнейшей отраслью в мире.
Я своими глазами видел мембраны, которые осуществляют расщепление воды на водород и кислород очень эффективно, с капитальными затратами, составляющими 200 тысяч долларов на мегаватт. Скоро мы начнем производить такие машины в Австралии. Эта технология разрабатывается в Австралии, а также в Северной Америке. Но вскоре этим займутся и в других странах. Она будет общей. Она распространится по всему миру, как колесо. Скоро она будет везде. Пройдет всего лишь где-то лет десять — не больше. Нужно время. Ведь, данный процесс предполагает еще и строительство новой инфраструктуры, производство новых двигателей, которые будут работать на водороде.
На данный момент без использования углерода практически нельзя обойтись даже при производстве «зеленого» железа, потому что мы производим углеродистую сталь. Но в будущем и железо будет изготавливаться по-другому. Когда у нас появится дешевый источник электричества, мы перейдем от плавления железной руды, которое приводит к невероятному загрязнению окружающей среды и требует огромных расходов энергии, к ее растворению. Знаю, что словосочетание «растворение железа» звучит как что-то из книжек про Гарри Поттера, но мы действительно можем растворять железо вместо того, чтобы плавить его. Это будет происходить при намного более низких температурах, что обусловит более высокую эффективность данного процесса. Соответственно, даже при изготовлении железа мы постепенно сможем обходиться без выбросов CO2″, — рассказал Эндрю Форрест.
Комментируя интервью Эндрю Форреста, грузинский аналитик Вахтанг Мгеладзе заявил, что «мировая водородная технологическая революция» может предоставить Грузии уникальный шанс — это фактически карт-бланш на развитие в XXI веке. — «Грузия является одной из стран — бесспорных мировых лидеров по объему пресных водных ресурсов, по количеству рек, а также по потенциалу выработки гидроэлектроэнергии — на душу населения. Еще один большой плюс страны — это наличие и удобное расположение транспортных узлов для экспорта «зеленого» водорода. Речь идет о трубопроводах, железной дороге и морских портах. Сейчас эти трубопроводы используются для транспортировки нефти и газа в Турцию и в Европу. В новую энергетическую эру, конечно же после определенной модернизации, они свободно могут быть восстребованы уже для транспортировки водорода. Это же касается и железной дороги. Ведь, сама железнодорожная магистраль легко позволяет перевозить грузы — от Китая — до Европы. Ну, и наконец есть возможности транспортировки посредством черноморских портов и терминалов», — отметил аналитик.
— «Что же касается развития гидроэлектрогенерации, то и в этом направлении у Грузии есть большой потенциал. Поммо уже существующих мощностей в ближайшие 10 лет в стране планируется построить еще 123 новые — большие, средние и малые ГЭС. В совокупности все эти новые объекты электрогенерации рассчитаны на выработку до 15 миллионов 500 тысячи квт/ч электроэнергии. Тем самым, объем выработки электроэнергии за 10 лет более чем удвоится. Но, тут есть свои «подоводные камни». Первое и главное — это коммерческие условия. Грузия заинтересована в том, чтобы тарифы для внутреннего потребителя, в том и числе и для производства «зеленого» водорода, были бы как можно более низкими. Иначе грузинский водород попросту уже не будет конкурентноспособным. Второе условие — это экологичность. Причем, это не только потенциальные риски для окружающей среды и микроклимата. Это еще и вопрос статуса, кредитного рейтинга и котировок ценных бумаг объектов грузинской индустрии гидроэлектрогенерации и производства «зеленого» водорода. Дело в том, что в новой энергетической эре будут довольно высокие экологические стандарты. Экологичные компании смогут легко привлечь дешевый заемный и инвестиционный ресурс. Тогда, как потеря «зеленого» статуса может повлечь за собой не только существенные сложности в процессе привлечения капитала, а также его удорожание, но и жесткие международные санкции. К сожалению, пока по обоим приоритетным условиям, остается слишком много вопросов. И, эти проблемы еще предстоит решать», — подчеркнул Вахтанг Мгеладзе.
По теме:
Ликвидация последствий пандемии в ЕС — это зеленые и цифровые реформы