Крокодильи слезы бывшего мега-барина
06.06.2024 | Политика | 1359
На этой неделе в центре внимания Вашингтона был самый западный штат на Южном Кавказе. Вечер ностальгических воспоминаний о 30-летней панамериканской Грузии прошел в Конгрессе США, под эгидой Хельсинской комиссии.
В ходе слушаний, собравшиеся щедро делились своими впечатлениями о днях минувших. Хвалили славные времена правления Михаила Саакашвили и хвастались американской поддержкой в эпоху разрухи Эдуарда Шеварднадзе. При этом, они признали, что рейтнг Михиала Саакашвили сейчас не выше 10% — 15%.
Был презентован широко разрекламированный документ, получишвий название «MEGOBARI Act». Он расшифровывается как: «Мобилизация и расширение возможностей Грузии для строительства, подотчетности, устойчивости и независимости» (Mobilizing and Enhancing Georgia’s Options for Building Accountability, Resilience and Independence). Документ сулит либерализацию визового режима и введение режима свободной торговли с США.
Правда, за обещаниями нет никакой конкретики. Указано лишь то, что все зависит от дальнейшего развития событий. Оценку за поведение, строгие преподаватели американской демократии выставят по итогам предстоящих выборов. В общем, прыгайте, прыгайте. Будете хорошо прыгать, мы вам и воду в бассейн нальем. Может быть.
Помимо вожделенного пряника был и кнут. Речь идет о законодательном акте «Georgia People’s Act» (GPA). Он предусматривают введение санкций против грузинских чиновников и членов их семей, пересмотр американо-грузинских отношений, а также заморозку финансирования программ в области обороны и демократии. Последнее грозит голодным пайком для грузинских грантоедов. Теперь их тревожит вопрос: а где же они харчеваться то будут?
С грузинской стороны в слушаниях приняли участие шеф программы интеграции Грузии с Евросоюзом «Open Society Georgia Foundation» (Фонд Сороса), консультант грузинского направления в «European Endowment for Democracy» Вано Чхиквадзе и старший научный сотрудник «Chatham House», экс-посол Грузии в ЕС Наталья Сабанадзе. Она известна также, как советник партии «За Грузию» бывшего премьера Георгия Гахария.
Эта партия одна из немногих, отказавшихся подниматься на борт новоиспеченного ковчега системной оппозиции под маркой «Грузинской хартии». Это проект французской подданной, а по совместительству грузинской президентки Саломе Зурабишвили. Впрочем, на слушаниях засветился представитель еще одной оппозиционной партии, отказавшийся плыть на ее «Титанике». Это — лидер лейбористов, ветеран публичной политики и профессионнальный оппозиционер с 30-летним стажем Шалва Нателашвили.
С американской стороны было много «нафталина». В основном — дипломаты и политики преклонного возраста. Хотя, были яркие исключения — конгрессвумен от штата Индиана Виктория Спарц — Кульгейко. За свои 46 лет она успела уродиться в Украине, уехать в Америку, натурализоваться, преуспеть в политике и стать первой в истории членом Конгресса США — эмигранткой из Украины в первом поколении.
Было пролито много слез о былой грузино-американской дружбе. Рассказали, как Грузия еще в прошлом десятилетии была передана в доверительное управление евробюрократии. Но, старушка Европа не справилась и Грузия изменила «вашингтонскому консенсусу». Хотя, всем уже очевидно, что он разваливается на глазах и без всякой Грузии.
Помимо отказа от неолиберальных ценностей и покушения на институт «священных коров» прозвучали и претензии по существу. В их числе была названа политика дедоларизации грузинской экономики и вхождение китайского капитала в крупные инфраструктурные проекты. Первое вероятно касается появления золота в национальных резервах страны за счет сокращения долларовых депозитов и американских трежерис. Хотя, то что аналогичную политику проводят многие другие страны, в том числе и государства ЕС, никого смутило. Точно также, как никого не смутило то, что китайские инвестиции элементарно выгодны Грузии. Собравшимся было важно лишь то, что Китай для Америки — геополитический и экономический конкурент. Интересы же самой Грузии — ни в счет.
В запале спикеры договорились чуть ли не до того, что как плохо, что в Грузии нет войны. Они выразили сожаление по поводу того, что России не выгодно захватывать Грузию. Все дело в том, что при прагматичной политике властей Грузия уже не является угрозой для России, а наоборот представляет для нее интерес, как транзитный хаб.
Вот Украина — совсем другое дело. И, война там есть, и демократия покрепче будет. При этом, ни кому в голову не пришло, что в стране находящейся в состоянии затяжной войны под руководством просроченного режима, пребывающего в перманентном милитаристском угаре, ни о какой демократии просто речь идти не может. Как тут не вспомнить знаменитую фразу Иосифа Сталина: «Я всегда думал, что демократия — это власть народа, но вот товарищ Рузвельт мне доходчиво объяснил, что демократия — это власть американского народа».
Киев поставили в пример Тбилиси и в передовых революционных достижениях. Ведь, Украина прошла «оранжевую революцию» и «евромайдан», а в Грузии свершился лишь один цветной переворот — «революция роз». Вот от этого и вся слабость грузинской демократии. То, что «евромайдан» выписал похоронку самому государству Украина, сейчас не видит лишь слепой. Но, кому это важно? У Америки свои интересы.
В общем и в целом вывод из всего этого напрашивается лишь один. На данном историческом этапе интересы Америки и Грузии диаметрально противоположны, если уж не сказать больше. По сути вся нынешняя политика США откровенно враждебна по отношению к грузинскому государству. В Вашингтоне даже не скрывают того, что желают лицезреть в Грузии государственный переворот и вовлечение страны в военный конфликт. Более того, в Америке вовсе не заинтересованы в экономическом развитии грузинского государства и в стабильности в южно-кавказском регионе.
Вахтанг Мгеладзе, специально для «Smart Press».
«Smart Press» в Telegram: подписаться>>>
Еще по теме:
В Грузии пустят под нож еще одну священную корову неолиберализма
Леопольд, выходи! Выходи подлый трус!
Кампания против вхождения китайского капитала в проект порта Анаклия заказана Тайванем и США
Системная оппозиция учиться летать