В грузинской финансово-экономической системе проявляются все новые и новые, поистине аномальные диспропорции. Динамика увеличения портфеля банковского кредитования намного опередила рост национальной экономики Грузии.
— «Общий объем кредитов, выданных грузинскими коммерческими банками по итогам августа 2021 года по сравнению с показателями за аналогичный период 2020 года вырос на 16,2%. Тем самым, кредитный портфель комбанков составил сумму в 40 миллиардов 100 миллионов лари. С учетом влияния обменного курса, за год суммарный кредитный портфель вырос на 15,3%. Так, рост корпоративного кредитования составил 15,6%, а розничный кредит подскочил на 15%. При этом, на 13,4% вырос и общий объем банковских депозитов, составив сумму в 35 миллиардов 400 миллионов лари. В частности, рост депозитов в нациоанльной валюте составил 12,8%, а в иностранной валюте — 13,8%. При этом, на депозиты в иностранной валюте пришлось 60,1% от общего объема банковских депозитов», — отмечается в аналитическом обзоре грузинской инвестиционной компании «Galt & Taggart».
Следует отметить, что ранее о росте банковского кредитования заявлял и Национальный банк Грузии (НБГ). По данным отчета НБГ, объем банковского кредитования только за сентябрь 2021 года вырос еще на 2,32% и составил уже сумму в 41 миллиард лари. Самый значительный рост кредитования зафиксировали во втором квартале 2021 года. Согласно информации НБГ, в данный период рост кредитования поставил настоящий рекорд. Так, темпы роста корпоративного кредитования достигли 25%, а заимствования малого и средего бизнеса выросли на 26%. Тогда же заметно вырос и кредитный портфель физлиц — на 17,3%.
Казалось бы, активное вливание финансовых ресурсов должно было отразиться на росте национальной экономики, увеличить доступность ликвидности, мобилизовать отложенный спрос и стимулировать потребление. Однако на деле, эффект оказался крайне скромным.
Даже по самым оптимистичным прогнозам, в 2021 году экономика может вырости всего на 11%. Но, подобный прирост не в состоянии даже покрыть ожидаемый уровень потребительской инфляции, которую прогнозируют на отметке в 14,5% годовых. Причем, это еще довольно оптимистичный прогноз. Иными словами, весь рост съест инфляция и налицо просадка экономики на 3% — 4%.
Как раз в этом контексте крайне интересна роль банковского кредита. Ведь, в глобальной финансово-экономической модели, существовавшей в допандемической эпохе, именно банкинг выполнял роль «двигателя роста экономики».
Напомним, что в отличии от реальных секторов экономики, банковская система имела массу преференций, всестороннюю государственную поддержку, доступ к дешевым заемным средствам, возможность легального осуществления финансовых манипуляций при помощи валютного мультипликатора и прочие выгодные преимущества. Взамен всего этого, она гарантировала постоянный рост потребления и внутреннего валового продукта (ВВП).
К примеру, раньше, каждый вложенный в экономику заемный лари превращался в 1 лари с неким плюсом в балансе ВВП. Однако этого уже не происходит. Старая системы допинга экономики в лице банкинга дала сбой и уже не срабатывает.
С недавних пор банковская система продолжиа жить уже в сугубо своей — параллельной «реальности». Именно отсюда и другие — удивительные диспропорции. К примеру, недавно, впервые в истории Грузии, суммарная капитализация коммерческих банков превысила общий объем ВВП страны. Прямо получается какое-то «зазеркалье». Не хватает только улыбочки «чеширского кота».
Еще по теме:
Впервые в истории Грузии активы банков превысили ВВП страны
Грузия вошла в число мировых лидеров роста потребительской инфляции