Весеннее обострение плавно переходит на летний режим. Прыть и активность резко снижается. Протестная волна мягко перетекает в концерты, креативные перформансы, веселые ивенты и молодежные тусовки. Похоже, что до осени системная оппозиция перенимает опыт своих неолиберальных израильских собратьев по недоразумению. Там все четко по расписанию — митинги раз в неделю. Что тут скажешь? Чем бы дитя не тешилось, лишь бы не плакало.
Еще совсем недавно активисты системной оппозиции участвовали в забегах по улицам столицы, бродили по городу с ходоками — десантом агентократии из иностранных государств, устраивали цирки с блокированием автодорог, а также творили иные мелкие пакости в стиле мультфильма про кота Леопольда. Но, политика — это не мультики и не только флагами махать. Системная оппозиция медлено, но верно идет к тому, что вскоре окажется за бортом системы. Впрочем, уже не жилец и сама система. Она себя изжила.
Почему же оппозиция системная, спросите вы? Да, потому, что она плоть от плоти часть этой системы. Большинство видных деятелей оппозиции еще недавно сами были представителями действующих властей. Да, не только прежних, а именно нынешних. В самой системе их тоже все устраивало. Их не устраивало лишь собственное место в этой системе.
За последние четыре года системная оппозиция проделала большой путь. Люстрация, радикализация, маргинализация. Таков маршрут системной оппозиции и разношерстного фан-клуба. Причем, люстрация началась вовсе не сейчас и даже не в прошлом году, когда впервые был вынесен на обсуждение скандальный закон об иноагентах. Ведь, люди и без того все прекрасно понимали. В глазах масс люстрация произошла еще во времена пандемии.
Именно тогда люстрировались многие представители гражданского общества, трендовых масс-медиа и политического спектра. Узкая прослойка, считающая себя интеллектуальной элитой проявила себя безвольными, безпринципными и безмозглыми ретрансляторами унифицированных мантр из ультраглобалистского месседж-бокса. Ну, какой интеллект, когда нет ни капли критического мышления и собственных мыслей? Полное послушание и слепое тиражирование догм. Секта, да и только.
Конечно, были и те, кто пошел на сделку с совестью вполне сознательно, или же попал под влияние собственных фобий и мнений авторитетов. Хотя, на выходе разницы никакой. Самопровозглашенная интеллектуальная элита закрылась в информационном пузыре, обрубила обратную связь и как следствие лишилась авторитета и влияния на социум.
Отдельная люстрация произошла и в политической плоскости. По указке своих иностранных хозяев оппозиционный политический спектр предал грузинских избирателей и пошел на сговор. Так нынешняя власть получила полную легитимацию. Позднее олигархоз благополучно кинул заморских клоунов и их местных вертухаев.
Окончание мировой войны с пандемией ознаменовало открытие украинского фронта. Вчерашние ковидоборцы все как один переквалифицировались в свидомых. Намордники живо сменились на жовто-блакитние прапоры. Но, вместе с этим начала быстро меняться раскладка. Ведь, проектные войны — вещь особенная. Они вовсе не для военной победы, а служат совсем иной цели — демонтажу отжившей глобальной системы. Причем, ее составные части разбросаны по обе стороны фронта.
Самопровозглашенная интеллектуальная элита не только не в состоянии была спрогнозировать, но даже не заметила как глобализация по лекалам вашингтонского консенсуса сыграла в ящик. Ее сменила эпоха фрагментации. Стартовал демонтаж прежнего миропорядка и по сути начался процесс дележки американского наследства.
Правда, остались иннерционные процессы: зеленые, красные и черные мантры, гендерные и трансгедерные нарративы и прочие неолиберальные течения по-старинке продолжали получать финансирование и оставаться в тренде. В моду они вошли на закате системы и достигли аппогея в последнее десятилетие.
Ультраглобалистской хунте вполне предсказуемо не удалось с разбега натянуть сову на глобус. Пандемия четко очертила линию раздела. В первую очередь она прошла по линии менталитетов — внутри границ Европейского Союза, НАТО, а также отдельных государств, включая США.
Термин «мировой партии войны», который вошел в широкий обиход с легкой руки грузинских властей не совсем верный. Ровно также как и не совсем корректен термин «мировой партии мира», о которой недавно возвестили венгерские власти. Сама война — всего лишь инструмент. Это орудие может оказаться в любых руках. Единственное, что верно подмечено, так это глобальное противостояние внутри системы.
Так, что если по-честному, то сейчас грузинские власти вышли на тропу войны не с пресловутой партией войны, а скорее с партией агонии. Это агония ультраглобалистского проекта по лекалам неолиберализма. Грузия маленькая страна и не может оказать им гуманитарную помощь — добить, чтобы не мучались. Но, от утопленников лучше держаться подальше, чтобы они ненароком не затащили за собой — на дно.
С нынешним политическим кризисом стартовала уже третья люстрация ретрансляторов трендовых мантр. Конечно, по поводу закона об иностранном влиянии есть вопросы. Объективно, они связаны с угрозой для самих инструментов — гражданского общества и масс-медиа. Ведь, у власти появляется искушение упростить процессы. Соответственно, возникают риски примитивизации и одичания системы. Впрочем, законоборцы так глубоко не смотрят. Их пугает маргинализация, связанная с потерей привычного им статуса «священных коров».
Но, если со спорным законом все же есть вопросы, то с офшорным законом и с вхождением китайского капитала, ситуация совершенно иная. Ведь, нашей стране элементарно выгоден возврат капитала, а также приток ресурсов и активов из третьих стран. Более того, такой проект, как порт в Анаклия просто не имеет смысла без участия КНР. Кроме того, присутствие интересов Китая в таком крупном проекте является для Грузии еще и стабилизирующим фактором. Он несет гарантии региональной безопасности. Тоже самое можно сказать и о критике по поводу создания государственного золотого запаса. Мир стоит на пороге краха фиатной денежной системы. Грядет переход на систему цифровых валют центробанков и глобальный кризис доверия. Именно поэтому наличие золотого запаса крайне важно.
Беда системной оппозиции заключается в том, что они по сути не политики и тем более не грузинские политики, а всего лишь безвольные агенты иностранного влияния. Причем, это иностранное влияние в сложившихся реалиях откровенно враждебно по отношению к Грузии. Поэтому, все разговоры о том, что осенью откроется окно возможностей для смены засидевшегося режима на не менее протухшую оппозицию, просто смехотворны. Сменяемость власти вещь конечно хорошая. Но, тогда оппозиции в ее нынешнем виде просто быть не должно.
На кого менять власть? На еще более токсичную часть той же власти? На политический спектр, который застрял в прошлом десятилетии? На преступников и предателей, подталкивающих страну к геополитичему цугцвангу? На вертухаев заморских утопленников, жаждущих подорвать страну и весь регион? С ними как раз все понятно. Они действуют по принципу: после нас хоть потоп. Но, какой резон нам тонуть вместе с ними?
Может быть с невысокой колокольни доморощенной иностранной агентуры не ясно, что большинству грузин наплевать на интересы США и ЕС, которые не совпадают, а наоборот противоречат интересам Грузии. Может хватит смотреть на страну из виртуальной реальности месседж-боксов? Лучше в теории, а не на практике, заучить урок, который в 2021 году преподали их собратьям по недоразумению в кабульском аэропорту.
Конечно, никто в здравом уме и твердом рассудке не рассматривает всерьез перспективу украинизации Грузии. Времена сейчас уже другие, а масштаб и география вообще ни те. Все это скорее участь Тайваня, независимость которого мы кстати никогда не признавали и не признаем. Перед нами маячит совсем иная угроза — это риск сиризации. Пожалуй, ради того чтобы избежать этого, следует смыть в канализацию горстку занудливых клоунов. А там глядишь и оппозиция нормальная появится — релевантная современным вызовам и насущным запросам сограждан.
Вахтанг Мгеладзе, специально для «Smart Press».
«Smart Press» в Telegram: подписаться>>>
Еще по теме:
Кампания против вхождения китайского капитала в проект порта Анаклия заказана Тайванем и США
Грузинской элите пора завязывать с устаревшими стереотипами
Для суверенитета требуется трансформация политической системы
Грузия может стать уникальным мостом между двумя глобальными проектами