После инаугурации 47-го президента США Дональда Трампа в далекой от Америки Грузии стали делать первые осторожные прогнозы. На закате демократической администрации кавказская Джорджия стала далека от США не только географически. Ведь, под занавес демократы вывели США из хартии о стратегическом партнерстве с Грузией и ввели санкции против владетельного олигарха Бидзины Иванишвили.
В правящей партии «Грузинская мечта» долго уверяли, что все быстро наладится с приходом к власти Дональда Трампа. Многие представители нынешних грузинских властей и сейчас не перестают заверять, что при новой американской администрации взаимоотношения будут еще лучше и крепче, чем были раньше, но начинать придется с чистого листа. Слишком много копий было сломано за последние пару лет.
Сейчас туман постепенно начинает рассеиваться и становиться очевидно, что американской мечте акторов грузинского бизнеса и политикума уже вовсе не суждено сбыться. По крайне мере, в обозримом будущем. В Тбилиси об этом уже начали говорить вслух.
Одним из ярких примеров является заявление бывшего вице-премьера в правительстве президента Эдуарда Шеварднадзе, финансиста Темура Басилия. На рубеже 1990-ых — 2000-ых годов он считался эмиссаром Всемирного Банка и Международного Валютного Фонда. После «революции роз» он долгое время жил и работал в США.
— «Дональд Трамп мало заинтересован в сохранении отношений с долгосрочными партнерами. Он рассматривает дипломатию транзакционно. Поэтому неясно, будет ли вообще Грузия в списке его приоритетов. К сожалению, перспектива восстановления отношений в ближайшем будущем маловероятна. Что же касается значения «Среднего коридора», то он, в отличие от проектов нефтепроводов и газопровода, не входит в список важнейших проектов для США. Это более важно для азиатских и европейских стран», — отметил Темур Базилия в интервью газете «Resonance».
В самой Америке крайне скептически оценивают возможность соблазнить Дональда Трампа туманной перспективой поддержки грузинской системной оппозиции. Этим в частности активно занят 78-летний конгрессмен — республиканец от штата Южная Каролина Джо Уилсон.
Так, по мнению бывшего заместителя помощника государственного секретаря США по делам Европы и Евразии Мэтью Брайза, поддержка грузинских протестов явно не входит в планы новой администрации.
Этот дипломат хорошо известен на Южном Кавказе. В 2000-ые годы он считался лоббистом тогдашнего президента Грузии Михаила Саакашвили. В те времена он занимался конфликтами в Абхазии, в Южной Осетии и в Нагорном Карабахе, а позднее служил послом США в Азербайджане.
— «Честно говоря, я думаю, что взгляды Джо Уилсона являются экстремальными и не соответствуют подходу Дональда Трампа. Возможно, госсекретаря Марко Рубио убедят в том, что антиправительственным протестам в Тбилиси нужна поддержка. Однако я считаю, что это не будет приоритетом для самого Дональда Трампа, независимо от того, что говорят Джо Уилсон и другие члены Конгресса», — заявил Мэтью Брайза в интервью «Radio Tavisupleba».
На долгожданной инаугурации президента Дональда Трампа в Вашингтоне не присутствовал никто из представителей грузинских властей. Зато туда направился десант старорежимной системной оппозиции. В первых рядах была избранница олигарха Бидзины Иванишвили на пост главы государства — уже бывшая президентка Саломе Зурабишвили.
Побывал там также оппозиционный политик Гига Бокерия. Причем, прибыл он туда не один, а с супругой — Тамар Черголеишвили. Такие почести неудивительны. Ведь, он обладает давними и обширными связями в лабиринтах американской бюрократии. В период правления президента Михаила Саакашвили он считался американским эмиссаром, приставленным к местным властям. Позднее ему доверили транзит власти от Михаила Саакашвили к Бидзине Иванишвили.
Похвастались путевкой в Вашингтон и другие системные оппозиционеры. В их числе экс-банкир Мамука Хазарадзе и его шурин Бадри Джапаридзе — тоже экс-банкир. Их детище — второй из двух крупнейших банков страны «TBC Bank». В нем многие годы присутствовали интересы российской инвесткомпании «Ренессанс Капитал». Несколько лет назад журналисты пронюхали, что основной пакет акций банка перекочевал от его отцов-основателей к группе «Онэксим», принадлежащей российскому олигарху Михаилу Прохорову.
Еще одним банкиром, отчитавшимся о поездке на инаугурации стал Арчил Гачечиладзе. Он глава первого из двух крупнейших банков страны «Bank of Georgia». Как раз экс-президент этого банка, а ныне руководитель аффилированной с ним холдинга «Georgia Capital» — Ираклий Гилаури недавно угодил в список кандидатов на американские санкции, по версии «Радио Свобода». По всей вероятности, пока его брат — Ника Гилаури готовился к походу в политику, кто-то решился разглядеть за конторой второго брата следы олигарха Бидзины Иванишвили и русского капитала.
Примечательно, что только лишь акции этих трех вышеперечисленных грузинских эмитентов котируются на Лондонской фондовой бирже. Соответственно, им всем есть что терять на Западе.
Ну, и наконец еще одним гонцом на инаугурацию стал оппозиционный политик Георгий Вашадзе. Он тоже похвалился планами путешествия. По некой закономерности и у него тоже есть связь со списком кандидатов на американские санкции, по версии «Радио Свобода». Правда, на этот раз речь идет о другом олигархе и экс-банкире — Вано Чхартишвили, давно замеченного в тесных связях с Москвой. Он близкий родственник жены системного оппозиционера.
В общем, довольно интересная грузинская депутация рванула на поклон в Вашингтон. Правда, на тот момент особенности грузинской национальной политики в самом Вашингтоне уже мало кому были интересны. Все были заняты новыми указами. В вашингтонском болоте стартовали чистки. В первый же день президентства Дональда Трампа поста заместителя государственного секретаря лишился Джон Басс.
Этот американский дипломат успел поработать послом в Грузии в 2009-2012 годах. При нем была осуществлена передача власти от Михаила Саакашвили к Бидзине Иванишвили. Затем была служба послом США в Афганистане. После бегства из Кабула в 2021 году он засел в коридорах Госдепа и считался одним из лоббистов грузинской системной оппозиции.
Впрочем, это стало для нее далеко не единственной плохой новостью. Одним из своих указов Дональд Трамп поставил на 90-дневную паузу все финансирование зарубежных проектов и программ. То есть на три месяца американские кормушки для старорежимной грузинской системной оппозиции оказались закрыты.
Более того, стартуют проверки и аудит самих доноров. Зарубежное финансирование будут изучать на предмет эффективности и соответствия интересам внешней политики США. Этим займется новый департамент обеспечения эффективности (DOGE) во главе с антагонистом вашингтонского болота Илоном Маском. Тут легко не отвертишься.
Еще одним указом вышли из моды зелёные, гендерные, трансгендерные и прочие цветные повестки. А, ведь на них целое десятилетие дружно паразитировал грузинский неправительственный сектор, трендовые масс-медиа, корпоративный офисный планктон и публичная бюрократия. Многие из них даже делать ничего другого толком не умеют. Теперь им только и остается, как полагаться на щедроты от евробюрократии, чьи финансы и так поют романсы.
Выходит, что американская мечта в ее грузинском понимании разбилась о быт. Возврата к прежнему роману о большой и чистой любви уже не быть. Новая администрация Белого дома не хочет продолжать кормить и плодить иностранных паразитов, а также строить где-то и кому-то демократию в ущерб и за счет США. Америка эпохи Дональда Трампа прагматична. Нести расходы в интересах ЕС и других союзников по НАТО — это не про нее.
Ближайшие месяцы Вашингтону будет вообще не до крысиной возни в Тбилиси. Все будут заняты сенситивными вопросами внутриамериканской повестки дня: от внутренней войны — до войн с соседями в лице Канады и Мексики. В приоритетах внешнего направления — смена власти в Германии и Англии, торговые войны с ЕС и КНР, а также новая карта Ближнего Востока.
Когда у американцев наконец-то дойдут руки до Кавказа, то грузинский вопрос будет рассматриваться в большом пакете. Ведь, тут пересекаются много разных интересов: Турции, России, Китая, Евросоюза, а также Армении, Азербайджана и стран Центральной Азии. Договариваться о чем-то с одной лишь только Грузией, просто не о чем и не имеет смысла.
Актуализация этих переговоров для США возможна в процессе попытки восстановления геополитического треугольника «Вашингтон — Пекин — Москва». Причем, важным фактором в этом станет большая война на Ближнем Востоке с участием Ирана. Благо теперь он остался без поддержки своих давних союзников в лице американских демократов.
Грузия — часть большого транзитного коридора между Европой и Китаем. Его роль важна в разрезе торговых войн и маршрутов. Правда, в этом плане интересы Америки и стран коридора могут и не сойтись. США сами заинтересованы продавать нефть и газ Европе. Компромисс возможен, но только в большом пакете. Крупные игроки играют по-крупному.
Вахтанг Мгеладзе, специально для «Smart Press»
«Smart Press» в Telegram: подписаться
Еще по теме:
Вашингтон вновь получил от Тбилиси по санкциям
Ходоки из Вашингтона получили в Тбилиси от ворот поворот