Центробанки всех стран мира введут свои цифровые валюты

15.10.2021 | | 4239

Центробанки всех стран мира введут свои цифровые валюты

Известный экономист Нуриэль Рубини поделился своими прогнозами по поводу ближайшего будущего и предсказал переход государств на расчеты в цифровых валютах центробанков (CBDC). Об этом он рассказал на презентации клуба «Sphere». ИА «Smart Press» приводит краткие выдержки из его выступления.

Об инфляции

— «Если сравнить нынешний коронавирусный кризис с глобальным финансовым кризисом 2008 года, то основное их различие в том, что после глобального финансового кризиса был период, когда инфляция была низкой и даже был период дефляции. Потому что тогда был отрицательный спрос, и предложение его сильно превышало.

Нынешний же кризис сочетает в себе обвал как спроса, так и предложения. Это произошло потому, что, с одной стороны, по всему миру останавливали производственные площадки, тормозили бизнес на время карантина. С другой стороны, упал и спрос, ведь во время локдауна люди не тратили деньги. Потом карантин сняли, и спрос резко взлетел, а предложение за ним не успело. В результате инфляция пошла вверх.

Это происходит во всех странах мира. Для таких стран, как Япония, США, многих европейских государств, где инфляция раньше была крайне низкой — от 0 до 1,5-2%, нынешняя инфляция в 5% — это шок. Сейчас эксперты спорят о том, временное ли явление инфляция или долгосрочное. Я считаю, что это долгосрочное явление, и меня это беспокоит.

О стагфляции

В США в 1970-ых годах уже была ситуация, когда высокая инфляция сопровождалась экономическим спадом. Это явление называется стагфляцией, и сегодня мы его наблюдаем вновь. Обычно, когда в стране экономический спад, то и инфляция низкая, а сейчас она растет. Поэтому ситуация, которая сложилась сегодня в США, необычная. Впрочем, аналогичная картина наблюдается не только в Соединенных Штатах. Сейчас замедляются темпы глобального роста, и мы видим экономический спад и в Европе, и в Китае, и в ряде других стран мира.

О деглобализации

В мире активно идет процесс деглобализации. Многие страны закрылись и стали аккумулировать ресурсы внутри себя. Я предсказывал этот сценарий еще десять лет назад. Однако я не считаю, что деглобализация — это хорошо для мира. Достаточно вспомнить Южную Корею и Северную Корею. Одна страна была открыта миру, а другая закрыта, и мы все знаем, как по-разному эти страны живут сегодня.

Сейчас, в пандемию, процесс деглобализации ускорился: сократились трудовая миграция, обмен товарами и услугами, уменьшились потоки капитала между странами, и даже затормозился обмен технологиями и информацией. Однако не пандемия причина деглобализации. Все началось еще во время финансового кризиса 2008 года. Именно тогда многие поняли, что активная торговля между странами и другие глобализационные процессы хороши не для всех. Кто-то от этого выигрывает, но многие проигрывают.

О рынке труда

Много лет назад, когда я только начинал свою трудовую деятельность и выбрал профессию экономиста, я был уверен, что получу хорошее образование в этой сфере, буду всю жизнь стабильно работать и потом уйду на пенсию. Все было понятно и прозрачно. Так же думали и другие люди, которые выбирали профессию врача, юриста, инженера и так далее.

Сейчас ситуация на мировом рынке труда такова, что в любой момент тебя могут заменить на новую технологию, твое рабочее место могут отдать роботу. Люди все чаще и чаще теряют работу — их заменяют машины и искусственный интеллект. Уже через 20–30 лет может исчезнуть профессия водителя — их вытеснят и заменят беспилотники. С одной стороны, это прекрасно: будет меньше аварий, меньше людей будет погибать на дорогах, а с другой стороны — множество людей останутся без работы, например все водители такси и дальнобойщики.

Стремительное развитие технологий идет на пользу только владельцам предприятий, но не рядовым работникам. Возможно, рано или поздно мы придем к тому, что людям, которых заменили машины, государство будет выплачивать определенный минимальный базовый доход. Таким людям потребуется подстраховка: нужно будет дать им возможность получить современные навыки, которые помогут им выжить в новом мире. В противном случае это приведет к революциям и гражданским войнам.

О криптовалюте

Биткойн не является валютой, и я не считаю его надежным средством для хранения сбережений, как и все другие подобные криптовалюты, которые не стали настоящей валютой и вряд ли ею станут. Центробанки стран по всему миру введут свою собственную цифровую валюту. От наличных денег мы будем отказываться все больше и больше и в конце концов перейдем на свои цифровые деньги. Это уже происходит в Швеции, в Китае, где можно все оплатить по QR-коду.

О климатических изменениях в мире

К сожалению, сегодня мы живем в мире, где страны мало сотрудничают друг с другом по многим глобальным вопросам, в числе которых вопрос климатических изменений на планете. Поэтому климатические изменения будут продолжаться, в мире будет все больше тайфунов, цунами, засух, потопов и других катаклизмов. Это приведет к появлению климатических беженцев, к климатической миграции из неблагополучных районов. Когда страны задумаются о том, чтобы решить эти проблемы сообща, я и сам пока не знаю», — отметил Нуриэль Рубини.

Следует отметить, что именно тема глобальной валютной реформы, связанной с введением цифровых валют центробанков (СВDC), стала основной темой в повестке дня «Большой семерки» (G7), проходившей в Вашингтоне, в октябре 2021 года.

По ее итогам страны G7 приняли «Руководство по контролю цифровых валют центральных банков (СВDC) для национальных правительств». В переговорах принимали участие представители Великобритании, Канады, Франции, Германии, Италии, Японии и США. Особое внимание в документе было уделено использованию CBDC жителями иностранных государств, а также трансграничным расчетах в CBDC.

В ходе обсуждений было отмечено, что деятельность нерезидентов нуждается в специальном контроле, так как в определенных объемах может привести к валютному замещению (замещение иностранными валютами национальных денег в качестве средства обращения и сбережения) и потере денежного суверенитета как в стране-эмитенте, так и в другом государстве.

Напомним также, что с недавних пор тема СВDC уже акутальна и для Грузии. Впервые об идее введения цифрового лари Национальный Банк Грузии (НБГ) заявил в конце апреля 2021 года. Речь идет о грузинском CBDC. Его эмитентом будет НБГ. Новая грузинская валюта станет законным средством расчетов и платежа. Точная дата введения цифрового лари пока еще не названа. Указывается лишь то, что он появится в 2022 году.

СПРАВКА «Smart Press»

Считается, что активное внедрение Central Bank Digital Currency (CBDC) рекомендовал мировым регуляторам так называемый «центробанк центробанков» в лице Банка Международных Расчетов (Bank for International Settlements). К его рекомендации уже прислушались центральные банки свыше 110 стран, расположенных на пяти континентах планеты. Все они активно готовятся к предстоящей валютной реформе и финтехреволюции.

У CBDC есть ряд существенных отличий от нынешнего банкинга, а также от систем транзакций и депонирования нынешних фиатных валют. Во-первых, в отличии от них CBDC использует куда более безопасную систему распределенных реестров — «блокчейн» (Blockchain). Благодаря этому, в отличии от систем, обслуживающих банки и нынешние фиатные валюты CBDC более защищен от хакерских атак, диверсий, аварий и иных катаклизмов.

Именно использование технологии «блокчейн» и роднит все цифровые валюты центробанков с криптовалютами. Правда, на этом все аналогии между ними заканчиваются. Ведь в отличии от криптовалют, CBDC является официальным государственным средством платежа. К тому же его невозможно майнить, как тот же биткоин. Поэтому CBDC не имеет рисков, связанных с высокой волатильностью котировок, а также спекулятивного навеса, как у всех частных криптовалют.

Во-вторых, счета в CBDC обслуживаются напрямую, минуя посредников — самими же регуляторами. Принцип заключается в том, что счета всех организаций и граждан открыты непосредственно в центробанках их стран. Тогда, как в нынешней системе, счета в центробанке могли иметь только лишь банки. А это означает, что коммерческие банки потеряют свою важную функцию.

Кроме того, CBDC в отличии от фиатных валют позволяет использовать широкий спектр дополнительных опций центрального планирования экономикой — вплоть до нормирования потребления каждого гражданина. За это критики называют CBDC — «цифровыми талонами на потребление».

CBDC также легко позволяет контролировать скорость обращения денежной массы. Этого можно добиться за счет демотивации накопления средств. К примеру, если не потратить всю сумму вовремя, то часть денег просто сгорит. Такой эксперимент уже успешно провели в КНР. В этой конфигурации CBDC будет оставаться средством платежа, но при этом уже не будет являться средством накопления капитала.

Еще одной характерной особенностью CBDC является наличие двух векторов — внутреннего и внешнего. CBDC внутреннего вектора можно будет использовать только лишь на территории страны — эмитента. То есть ими нельзя будет расплачиваться за товары и услуги, произведенные и оказываемые зарубежом. Специально для этого приспособлена валюта внешнего вектора. Именно она и предназначена для осуществления трансграничных расчетов.

Правда, тут есть свои тонкости. Регуляторы могут не позволить осуществить ту, или иную трансграничную транзкцию, отказав в выделении определенной суммы в валюте внешнего вектора. Например, они могут посчитать ту, или иную операцию сомнительной, либо просто нецелесообразной. Поводом для этого может быть то, что она не отвечает интересам национальной экономики, хотя бы потому, что на данный момент не входит в перечень приоритетных задач. То есть тем самым фактически вводится государственная монополия на все внешние расчеты.

Более того, само государство может использовать в трансграничных расчетах лишь определенные лимиты валюты внешнего вектора, установленные на основе валютных свопов (Swap Line). Их утверждают центробанки стран — торгово-экономических партнеров в двухстороннем режиме. Основой для их формирования может служить платежный счет, сверстанный на базе платежного баланса в двухсторонней внешней торговле и в иных расчетах.

Страны также могут покрывать дефицит в двухстороннем платежном балансе в виде выделения межгосударственных займов (оперативных, краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных). Может быть также задействован механизм обеспечения гарантий по займам в форме залога. Им могут стать признанные обеими сторонами глобальные и региональные цифровые валюты.

Речь идет о стаблкоинах (Stablecoin). Таковыми являются валюты международных эмитентов, обеспеченные корзинкой цифровых валют ведущих экономик (мира, макрорегиона), или корзинкой подтвежденных физических запасов стратегических ресурсов (золото, промышленные металлы, электричество, энергоносители и др.).

Еще по теме:

Грузия готовится к новому цифровому порядку с 2022 года

Центробанк центробанков делает ставку на CBDC

G7 работает над введением цифровых валют центральных банков

CBDC оставит вкладчиков с низкодоходными цифровыми деньгами, горящими в их виртуальных карманах

Федрезерв США готовит документы по выпуску цифрового доллара

В Китае введут цифровой юань со сроком годности

ЦБ РФ: будущее финсистемы за цифровой валютой центробанков

ЦБ Франции, Швейцарии и Банк Международных Расчетов тестируют трансграничный CBDC

Что будет с финансовой системой, когда ФРС перейдет на цифровой доллар

Обнародованы параметры потребления в цифровом концлагере