Введение безвизового режима для граждан КНР, а также увеличение частоты авиаперелетов между Грузией и Китаем породило оживленные споры в грузинском обществе. Некоторые представители туриндустрии отнеслись к новшествам с опасением. Иные же, напротив, встретили их с энтузиазмом.
Так, основатель «Федерации отелей и ресторанов» Шалва Алавердашвили положительно оценил решение Правительства Грузии о безвизовом режиме для граждан Китая. Он считает, что поток китайских туристов поможет грузинской туристической индустрии, особенно в период окончания высокого турсезона. По его словам, в Китае есть все типы туристов, в том числе и с высокой покупательской способностью, и на сегодняшний день Грузия нуждается во всех китайских туристах.
— «Решение о введении безвизового режима для граждан КНР — очень хорошее. Через два месяца мы вступаем в период завершения высокого туристического сезона. Конечно, больших потоков из Китая вначале не будет. Хотя мы надеемся, что какой-то поток туристов из Китая все же пойдет. Даже Европа ощутила нехватку китайских туристов. Китайские туристы считаются одними из самых высокобюджетных туристов. Надеемся, что такой сегмент придет и к нам. Китай настолько велик, что если к нам приедет хотя бы одна провинция, то это уже для нас хорошо. Такой поток в состоянии заполнить спрос в период низкого сезона», — заявил Шалва Алавердашвили.
Хотя некоторые представители грузинской туриндустрии говорят о рисках и полагают, что китайские туристы могут приехать и остаться в стране, он вовсе не видит такой опасности.
— «Я не думаю, что введение безвизового режима содержит существенные риски. Китайская культура уникальна и каждая страна имеет свою нишу. Я не думаю, что с нами произойдут какие-то большие перемены. В 2007 году китайцы начали массово приезжать в Грузию, но ничего страшного не произошло. Потом все они покинули нашу страну. Никаких масштабных переселений и заселений из этого не вышло. Поток путешественников из Китая поможет нам в полной мере реализовать наш туристический потенциал, а также популяризовать грузинскую продукцию, чтобы затем вывести ее на экспорт в КНР», — считает отельер.
С его мнением согласен и аналитик Вахтанг Мгеладзе. Он полагает, что риски о которых сейчас говорят критики китайского турнаправления являются ни чем иным, как политической спекуляцией.
— «Во-первых, граждане Китая могут находиться в стране без визы всего 30 дней. По истечению этого срока их нахождение в стране будет уже нелегальным. Во-вторых, критики не понимают, что представляет из себя сегодняшний Китай, с его «системой социальных рейтингов». Возможно, гражданам Китая сложно попасть в какие-то страны, но и выехать из Китая им тоже не просто. Выездной поток проходит довольно жесткую фильтрацию. Лично сталкивался с китайскими туристами в 2018-2019 годах и могу сказать, что это были на редкость дисциплинированные и аккуратные путешественники. Что же касается рисков переселения, то они действительно имели место. Правда, было это еще в 2000-ых годах. Тогда, Пекин реализовывал свою программу «освоения нового жизненного пространства». Она сводилась к тому, что граждане КНР, переселяющиеся зарубеж могли рассчитывать на льготные кредиты, лизинг, а также на поставки китайской продукции на условиях консигнации. В те годы, как грибы после дождя, на каждом углу открывались китайские магазинчики и иные коммерческие объекты. Грузия не стала исключением. Конечно, для такой маленькой страны, это был серьезный вызов, имеющий существенные риски. Но, в итоге, все как-то обошлось. Сегодня перед Китаем стоят совершенно иные задачи. В первую очередь это реализация глобальной стратегии «Один пояс — один путь». Грузия является важным элементом этого плана, как страна транзитер, а также важный транспортный и логистический хаб. Будет ли китайский турпоток в Грузии, или нет, для огромного Китая совершенно не важно. А вот для Грузии как раз наоборот, он может иметь большое значение», — отметил аналитик.
— «То, что Правительство Грузии отменило визовый режим более выгодно грузинской, нежели чем китайской стороне. Дело в том, что китайские туристы и до этого свободно въезжали в Грузию. Благодаря облегченному визовому режиму, сама виза была больше чистой формальностью. Зато с отменой виз возрастет число индивидуальных путешественников из КНР. Зная о наличии безвизового режима граждане Китая смогут планировать поездки самостоятельно, без лишних посредников в лице китайских же туроператоров. Конечно, будут и групповые туры. У китайского бизнеса есть в Грузии собственные гостиницы, апартаменты, рестораны и другие объекты. По логике вещей, оптовые туристические потоки в первую очередь будут направлены именно туда. Поэтому, индивидуальные путешественники из КНР важны как раз для грузинского бизнеса», — пояснил Вахтанг Мгеладзе.
По его оценкам, благодаря безвизовому режиму и увеличению частоты авиаперелетов до семи раз в неделю, к концу 2023 года поток туристов из КНР побьет рекордные допандемические показатели. Для понимания, в 2019 году страну посетило свыше 48 тысяч туристов из Поднебесной.
— «Начиная с октября Грузия может рассчитывать примерно на 10.000 — 12.000 китайских туристов в месяц. Если частота перелетов возрастет до 10 раз в неделю, а также добавятся новые, удобные стыковки, то это число может стать еще больше. За первую половину 2023 года страну уже посетило 12.659 туристов из КНР. Еще 6.000 китайских путешественников наберется в третьем квартале 2023 года. Четвертый квартал обещает стать наиболее успешным. В любом случае, по итогам 2023 года поток туристов из Китая побьет рекордные допандемические показатели и перевалит за отметку в 50.000 туристов», — прогнозирует эксперт.
Он считает, что грузинский бизнес обязательно должен эффективно воспользоваться возможностью освоения гигантского туристического рынка Китая. Одной из проблем на этом пути является дефицит гидов и представителей отрасли гостеприимства, владеющих китайским языком.
— «Грузинский бизнес уже сейчас должен серьезно готовиться к потоку китайских туристов. Нужно изучить их интересы и опыт других стран. К примеру, известно, что китайским туристам наиболее интересен шоппинг, развлечения и гастрономический туризм. В Китае запрещены азартные игры. Поэтому многие путешественники могут заинтересоваться казино. Конечно, им будут нужны сувениры. Из более существенных покупок их традиционно интересуют золотые ювелирные изделия, а также парфюмерия. В КНР знают, что Грузия является родиной Иосифа Сталина. Он считается учителем основателя КНР Мао Цзедуна. Поэтому их будут интересовать экскурсии и фотосесии по «сталинским местам». В их числе и дом-музей вождя в Гори и ряд объектов в Тбилиси. Живой интерес для них будет представлять и фалеристика. Они могут заинтересоваться наградами советского периода — орденами, знаками и медалями. Тогда, как самый платежеспособный сегмент путешественников может заинтересоваться дорогими развлечениями — яхтами, охотой, верховой ездой и т.д. Не следует также забывать, что туристический поток — это еще и реальная возможность популяризации отечественной продукции и шанс продвижения экспорта. Ведь, путешествуя по нашей стране китайские туристы могут распробовать грузинские вина, чачу, соки, лимонады, минеральные воды, фрукты, сладости, а также блюда национальной кухни и многое другое. Так появляется узнаваемость и возникает отложенный спрос. В будущем он может быть конвертирован в экспортные поставки нашей продукции на полуторамиллиардный китайский рынок», — подчеркнул Вахтанг Мгеладзе.
«Smart Press» в Telegram: подписаться>>>
Еще по теме:
Между Грузией и Китаем стартуют ежедневные авиаперелеты
Грузия нацелилась на туристический рынок Китая
Грузия ввела безвизовый режим для граждан КНР
В Грузии ждут многомиллиардных инвестиций из КНР
В Пекине подписан меморандум о стратегическом партнерстве между Грузией и Китаем
Грузия и Китай переходят в режим стратегического партнерства